Маклакова Ирина Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
В современном мире считается, что дошкольный возраст является периодом интенсивной социализации. Наши дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.
Как создать благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста, какие виды деятельности способствуют социализации детей в обществе, как сформировать и развивать у детей навыки коммуникативного общения, инициативность? На эти и другие вопросы нам поможет ответить инновационная технология – волонтерство.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Целью волонтёрского движения является воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов и родителей так как помогает развивать качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Для этого мы решили организовать в детском саду волонтерское движение через объединение активных, творческих педагогов, детей старшего дошкольного возраста с их участием в добровольческих мероприятиях, а так же заинтересованных родителей.
При взаимодействии с родителями мы используем различные формы работы, такие как: занятия по интересам, помощь в организации персональных и групповых выставок, организация театральных представлений и праздников, взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп.
Мы определили задачи волонтерского движения в детском саду:
- расширение представления о волонтерском движении у старших дошкольников, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
- формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном движении;
- создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;
Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется поэтапно.
- Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
- Второй этап – организационный, задачи которого заключались в том, чтобы замотивировать детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
- Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Основной принцип внедрения технологии волонтерского движения является принцип взросления. Общаясь и помогая младшим, дети – волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде: сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Дети, участники движения, знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим в течение дня. Тем самым они осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
План мероприятий волонтерского движения:
Проведены беседы «Спешите делать добро». «Наши добрые дела и поступки». Цель: рассказать детям о добровольческом движении в России о направление работы волонтеров. Познакомить с понятиями «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди».
Театрализованное представление сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Старшие дошкольники показали свои умения и таланты, радуя малышей сказочными постановками. И в тоже время, развивали свои навыки общения. Ребята стали увереннее.
Акция «Книжка малышам» помогла подготовить вместе с детьми книжки малышки, для детей младших групп.
Акция «Научи меня играть» развивает умение работать в команде. Дает возможность ребенку проявить себя.
Акция «Георгиевская ленточка». Целью акции стало стремление не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.
Исходя из проводимого волонтерского движения в детском саду можно сделать вывод, что применение данной технологии позволяет эффективно формировать и развивать у детей коммуникативные навыки, саморегуляцию поведения, самостоятельность. У детей формируются качества, необходимые для успешной адаптации детей в школе и для жизни в современном обществе. Дети-волонтеры получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными; многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.
Список литературы:
- Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования, 2006 №5
- Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Евразия, 1999.
- Слабжанин Н. И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000