Слушай да размышляй

0
140

Авторское интерактивное пособие для ознакомления дошкольников с православными добродетелями

 

Барабанова Яна Михайловна
учитель-логопед
Подкопаева Галина Николаевна
старший воспитатель
Фильчакова Елена Владимировна
заведующий
МБДОУ ДС №19 «Родничок»
Старооскольского городского округа

 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования поставили перед педагогами дошкольных организаций новые задачи.

В «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» одним из региональных приоритетов развития дошкольного образования определено духовно–нравственное   воспитание дошкольников: формирование основ православной культуры и регионального патриотизма. В части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы МБДОУ детского сада №19 «Родничок» проектируется процесс воспитания и обучения, который направлен на решение данного приоритета.

Сложившаяся в ДОУ система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка. Тем не менее, остается нерешенной проблема: недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса по данному направлению.

Педагогов заинтересовали притчи, написанные российским писателем, поэтом, драматургом монахом Варнавой (Саниным). Он создал в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень ёмким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.

Рекламное сообщение

Знакомство с притчами способствовало возникновению идеи сопроводить их видео и аудио материалом, добавить наглядность и интересные задания, то есть адаптировать для смыслового восприятия детьми дошкольного возраста. Иллюстрации расположены в определённой хронологической последовательности, они помогают понять и прочувствовать образы героев и событий. Задания к притчам развивают мышление, память, внимание, аккуратность и др.

Основным вектором предложенного пособия стал курс на формирование у детей православных качеств: терпимости, сострадания, человеколюбия, кротости, усердия, милосердия, любви.

Эти притчи стали сквозным механизмом бесед, ситуативных разговоров, организуемых в разных режимных моментах с воспитанниками.

В результате получилось развивающее пособие «Слушай да размышляй!» для дошкольников.

В представленных притчах нет назидательных нравоучений. Они очень хорошо запоминаются благодаря необычному сюжету, неожиданным вопросам и ещё более неожиданным детским ответам-рассуждениям, которые высказываются с едва заметной иронией над человеческой гордыней и страстями.

Ребенок сердцем принимает скрываемую за внешней лёгкостью повествования мудрость. Процесс работы с притчами позволяет дошколятам задуматься над истинными ценностями, тем самым, помогает встать на путь благочестия и спасения.

Обратим внимание на первую притчу под названием «Гордый ветер». Здесь показаны человеческие пороки: гордыня, самомнение, самовосхваление. В противовес этим порокам выставлен мужик с его мудростью и смекалкой. Главная идея притчи в том, что мужик, имея положительные черты характера, сам преуспевает и бедняков не забывает. Гордый ветер не может свою гордость успокоить, так и продолжает дуть на мельницу.

Притча «Дуб и ветер» формирует в детях уважительное отношение к старшему, более мудрому поколению. Учит детей доброте, терпимости.

Сформировать уважительное отношение к своему труду и к труду окружающих поможет обсуждение притчи «Молоток космонавт». Здесь дети смогут лучше разобраться в пословице «Где родился, там и пригодился».

Не хвастаться и не гордиться тем, что имеешь, научит детей снеговик в притче «Нет худа без добра». Название притчи дети быстро поймут, когда увидят последовательные картинки.

Что бывает от непослушания можно увидеть и услышать в притче «Опасная дружба».

В притче «Паук и муха» ярко показана лесть и то, что под ней скрывается. Те, кто на гордость отзываются, попадают в паутину вранья и связаны с чужими интересами.

«Привередливая крапива» в одноимённой притче, поведает слушателям, как из-за своих пороков: брезгливости, привередливости, капризности, можно совсем без друзей остаться. Обсудят дети и обратную сторону этой «медали».

Объяснить, почему нельзя насмехаться над другими, научить детей быть внимательными и осторожными поможет «Пуганая ворона».

Сформировать негативное отношение к таким человеческим порокам как – гордыня, зависть, самовосхваление можно прослушав и обсудив притчу «Стул самозванец».

Подводя итог можно с уверенностью заверить, что пособие будет интересно не только детям, но и взрослым. Оно послужит не только духовному самосовершенствованию, но и укажет верный ориентир в беспокойном море жизни, поможет в достижении благородной цели на благо людей и общества, в освоении новых знаний. Используя его в практике, педагог может проявлять творчество, добавляя свои интересные вопросы для беседы, задания для развития детей. С этой целью притчи сохранены в электронном формате, каждая в отдельной папке, куда включён звуковой и изобразительный материал.

Считаем, не случайным, что пособие «Слушай да размышляй!» было апробировано авторами в Год литературы и стало безошибочным ориентиром для малышей и педагогов на пути к пониманию православных добродетелей.

 

 

 

Внимание! 

До окончания приема материалов в печатный сборник “Январь-2019” осталось: 

 

[ujicountdown id=”Сборник-январь-19″ expire=”2019/01/20 00:00″ hide=”true” url=”https://mirdoshkolyat.ru/novosti/novye-pravila-publikacii-v-pechatnom-sbornike” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь