Красноярова Юлия Петровна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад № 16 “Рябинушка”
города Шумерля Чувашской Республики
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
“Сказочные звуки”
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать представление о согласных и согласных звуках, учить выделять первый звук по картинке.
Программное содержание:
- учить узнавать сказки по фрагментам;
- закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных (твёрдых, мягких);
- закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги);
- развивать мышление, память, воображение;
- расширить словарный запас;
- воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: – Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А что бы хорошее настроение оставалось до вечера, я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! ( Выпрямить руки в стороны)
Здравствуй, друг, (Приветствуем рукой)
Привет, подруга!»
Скажем “Здравствуйте! ” друг другу. (Взять друг друга за руки)
Не забудем про гостей:
Всем “Привет! ” и “Добрый день! “
Воспитатель: – Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стулья и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о звуках.
(В ЭТОТ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ И ВХОДИТ БАБУШКА, САДИТСЯ НА СТУЛ)
Воспитатель: – Добрый день, бабушка! Вы кто? Ребята, вы знаете эту бабушку?
(ответ детей)
Бабушка: – А что бы вы угадали кто я, предлагаю посмотреть отрывок из сказки.
1 слайд: (ФРАГМЕН ИЗ СКАЗКИ «О рыбаке и рыбке»)
Бабушка: – Ну что, ребята, догадались вы из какой я сказки?!
Дети: – Из сказки «О рыбаке и рыбке»
Бабушка: – Какие молодцы! Угадали! А скажите пожалуйста, в каких еще сказках встречается бабушка?
Дети: – «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Репка», Федорино горе», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.
Бабушка: – Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали сказки. А может что-то забыли.
2 слайд: (КАРТИНКИ ИЗ СКАЗОК)
Бабушка: – Какие вы молодцы! Как много сказок вы знаете.
Воспитатель: – Бабушка, а скажите, почему вы такая грустная? Что-то случилось?
Бабушка: – Случилось. Знаете сказку «Вовка в тридевятом царстве»?
Воспитатель, дети: Да, знаем.
Бабушка: – А помните, что Вовка из сказки в сказку перебегал?
Воспитатель: – Ну конечно помним.
Бабушка: – Вот я и вылетела. А что бы попасть обратно в книгу, надо расшифровать код замка. А что там написано, я прочитать не могу. И некому мне помочь.
Воспитатель: – Ребята, поможем бабушке?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Тогда все внимание на замок.
2 слайд: (КАРТИНКИ ЗАМКА + РЕБУС (из отдельных частей нужно отгадать букву) должно получиться слово «СКАЗКА» )
Воспитатель: – Да, бабушка, нелегкую задачку ты нам поставила.
Бабушка: – Да, нелегкую. Но ребята такие молодцы, что с заданием так быстро справились. Только почему у вас звуки красного и синего цвета?
Дети: – Красным цветом обозначаются гласные звуки, синим – согласные.
Бабушка: – Понятно. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу попасть в свою сказку.
3 слайд: (КАРТИНКА ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗКИ «Репка»)
Бабушка: – Ребята, а это кто? Из какой они сказки?
Воспитатель: – Бабушка, а сейчас твоя очередь отгадать сказку. А что бы было легче отгадать, ребята расскажут эту сказку.
(РЕБЯТА РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКУ В СТИХАХ НА НОВЫЙ ЛАД)
«Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.
Эту сказку все мы знаем
И для вас сейчас сыграем.
Все как надо – целиком,
Но по своему споем.
Пробудившись ото сна,
Поспешила к нам весна.
“Не пора ль сажать нам репку?”-
Бабка спрашивает дедку.
Дед кивает головой:
” В самый раз, пошли со мной.”
Посадили в землю репку,
Пусть сидит она там крепко.
Репка выросла большая,
Необъятная такая.
Тянет- тянет репку дед,
Да, как видно, силы нет.
И позвал тогда подмогу:
“Бабка, помоги немного.”
Тянет бабка, тянет дед,
Да, как видно, силы нет.
“Ну-ка, внучка, помоги,
Встань за бабкой позади”.
Видно внученька мала,
Сил еще не набрала.
Ну не вытащить им репку,
Что в земле сидит так крепко.
И тогда позвали Жучку,
Чтобы встала та за внучкой.
Репка только улыбнулась,
Хитро Жучке подмигнула:
“Вам не хватит даже дня,
Чтобы вытащить меня.”
Что же делать, как им быть?
Может кошку пригласить?.
Быстро Мурочка пришла,
Крепко Жучку обняла.
Тянет – тянет репку дед,
И с подмогой силы нет.
Прибежала даже мышка,
Ну совсем еще малышка.
Берегись теперь ты, репка,
Что в земле сидишь так крепко.
Мигом вытащим тебя,
Не удержит и земля.
Тянем репку мы все вместе,
С песней даже интересней.
Вот такая в дружбе сила,
Даже репку победила!
Воспитатель: – Ну, что бабушка догадалась, про какую сказку идет речь?
Бабушка: – Да, про мой любимый фрукт – репку.
Воспитатель: – Бабушка, ты что-то путаешь.
– Ребята, скажите пожалуйста, репка это фрукт?
Дети: – Нет. Репка это овощ.
Воспитатель: – Правильно. Репка это овощ. А скажите, что такое овощи, а что такое фрукты?
Дети: – Овощи – это продукты, из которых варят суп. Фрукты – это продукты, из которых варят компот.
Воспитатель: – Поняла, бабушка? И больше не путай овощи с фруктами и наоборот. Бабушка, наши ребята очень устали, да и ты смотрю тоже. Я предлагаю сделать небольшую физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Открываем мы глаза,
Вдох – и долго тянем: “А – а – а – а…”
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: ” О – о – о – о”
Днем по горкам ездим мы: ” Ы – ы – ы – ы”.
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетаем “У – у – у – у”.
Руки вверх, в кулачок,
На затылок, на бочок.
Дружно вытянули шею
И, как гуси, зашипели — «Ш-Ш-Ш».
Пошипели, пошипели
И на место тихо сели!
Бабушка: – Я отдохнула. Ребята, а вы?
Дети: – Да!!!
Бабушка: – Ребята, я знаю очень хорошую игру. Хотите поиграть со мной?
Дети: – Да!!!
Бабушка: – Игра называется «Прочитай по первым звукам»
(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СВОИ МЕСТА. У КАЖДОГО КАРТОЧКА С КАРТИНКАМИ И БУКВЫ. ДЕТИ НАХОДЯТ ЗВУК, НА КОТОРУЮ НАЧИНАЕТСЯ КАРТИНКА, НАПРИМЕР: ШАПКА, АНАНАС, РАК – ШАР)
(ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕБЯТА ЗАКОНЧАТ ЗАДАНИЯ, КАЖДЫЙ ГОВОРИТ, КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОВА МОГУТ ПОВТОРЯТСЯ)
Воспитатель: – Ребята, скажите пожалуйста, почему две первые картинки находятся отдельно от третьей?
Дети: – Две первые картинки соединены в слог, а третья картинка отдельный звук.
Бабушка: – Какие вы молодцы! Правильно справились с заданием.
Воспитатель: – Бабушка, а ребята тоже знают очень интересную игру, которая называется «Найди пару». А ты знаешь, что гласные звуки и некоторые согласные имеют пару. Сейчас ребята покажут нам эти пары.
(РЕБЯТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ. У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА. НО ОДНА КОМАНДА ДОЛЖНА СОСТАВИТЬ ПАРЫ ИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И; Ы-И. ДРУГАЯ ИЗ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т;
Ж-Щ; З-С)
Воспитатель: – Молодцы, ребята! А сейчас присаживайтесь на стулья.
Бабушка: – С вами хорошо, но мне пора возвращаться в сказку.
Но вы меня не забывайте и почаще книгу открывайте. До свидания! До новых встреч!
(Дети прощаются с бабушкой)
Воспитатель: – Ребята, вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:
– Скажите, кто к нам приходил в гости?
– Какое задание понравилось больше и почему?
– Какие два цвета мы с вами использовали на занятии?
– Какими цветами обозначаются гласные звуки, а какими согласные звуки?