«Сказочные звуки»

0
1373

Красноярова Юлия Петровна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад № 16 “Рябинушка”
города Шумерля Чувашской Республики

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
“Сказочные звуки”

 

 

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках;  формировать представление о согласных и согласных звуках, учить выделять первый звук по картинке.

Программное содержание:

  • учить узнавать сказки по фрагментам;
  • закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных (твёрдых, мягких);
  • закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги);
  • развивать мышление, память, воображение;
  • расширить словарный запас;
  • воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Рекламное сообщение     

Воспитатель: – Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А что бы хорошее настроение оставалось до вечера, я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Утром Солнышко встает,                                                     (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет                                            (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:                                                          (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя!                                        ( Выпрямить руки в стороны)

Здравствуй, друг,                                                                 (Приветствуем рукой)

Привет, подруга!»

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.                         (Взять друг друга за руки)

Не забудем про гостей:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стулья и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о звуках.

(В ЭТОТ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ И ВХОДИТ БАБУШКА, САДИТСЯ НА СТУЛ)

Воспитатель: – Добрый день, бабушка! Вы кто? Ребята, вы знаете эту бабушку?

 (ответ детей)

Бабушка: – А что бы вы угадали кто я, предлагаю посмотреть отрывок из сказки.

1 слайд: (ФРАГМЕН ИЗ СКАЗКИ  «О рыбаке и рыбке»)

Бабушка: – Ну что, ребята, догадались вы из какой я сказки?!

Дети: – Из сказки «О рыбаке и рыбке»

Бабушка: – Какие молодцы! Угадали! А скажите пожалуйста, в каких еще сказках встречается бабушка?

Дети: – «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Репка», Федорино горе», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.

Бабушка: – Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали сказки. А может что-то забыли.

2 слайд: (КАРТИНКИ ИЗ СКАЗОК)

Бабушка: – Какие вы молодцы! Как много сказок вы знаете.

Воспитатель: – Бабушка, а скажите, почему вы такая грустная? Что-то случилось?

Бабушка: – Случилось. Знаете сказку «Вовка в тридевятом царстве»?

Воспитатель, дети: Да, знаем.

Бабушка: – А помните, что Вовка из сказки в сказку перебегал?

Воспитатель: – Ну конечно помним.

Бабушка: – Вот я и вылетела. А что бы попасть обратно в книгу, надо расшифровать код замка. А что там написано, я прочитать не могу. И некому мне помочь.

Воспитатель: – Ребята, поможем бабушке?

Дети: – Да!

Воспитатель: – Тогда все внимание на замок.

2 слайд: (КАРТИНКИ ЗАМКА + РЕБУС (из отдельных частей нужно отгадать букву) должно получиться слово «СКАЗКА» )

Воспитатель: – Да, бабушка, нелегкую задачку ты нам поставила.

Бабушка: – Да, нелегкую. Но ребята такие молодцы, что с заданием так быстро справились. Только почему у вас звуки красного и синего цвета?

Дети: – Красным цветом обозначаются гласные звуки, синим – согласные.

Бабушка: – Понятно. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу попасть  в свою сказку.

3 слайд: (КАРТИНКА ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗКИ «Репка»)

Бабушка: – Ребята, а это кто? Из какой они сказки?

Воспитатель: – Бабушка, а сейчас твоя очередь отгадать сказку. А что бы было легче отгадать, ребята расскажут эту сказку.

(РЕБЯТА РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКУ В СТИХАХ НА НОВЫЙ ЛАД)

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Эту сказку все мы знаем

И для вас сейчас сыграем.

Все как надо – целиком,

Но по своему споем.

Пробудившись ото сна,
Поспешила к нам весна.
“Не пора ль сажать нам репку?”-
Бабка спрашивает дедку.

Дед кивает головой:
” В самый раз, пошли со мной.”
Посадили в землю репку,
Пусть сидит она там крепко.

Репка выросла большая,
Необъятная такая.
Тянет- тянет репку дед,
Да, как видно, силы нет.

И позвал тогда подмогу:
“Бабка, помоги немного.”
Тянет бабка, тянет дед,
Да, как видно, силы нет.

“Ну-ка, внучка, помоги,
Встань за бабкой позади”.
Видно внученька мала,
Сил еще не набрала.

Ну не вытащить им репку,
Что в земле сидит так крепко.
И тогда позвали Жучку,
Чтобы встала та за внучкой.

Репка только улыбнулась,
Хитро Жучке подмигнула:
“Вам не хватит даже дня,
Чтобы вытащить меня.”

Что же делать, как им быть?
Может кошку пригласить?.
Быстро Мурочка пришла,
Крепко Жучку обняла.

Тянет – тянет репку дед,
И с подмогой силы нет.
Прибежала даже мышка,
Ну совсем еще малышка.

Берегись теперь ты, репка,
Что в земле сидишь так крепко.
Мигом вытащим тебя,
Не удержит и земля.

Тянем репку мы все вместе,
С песней даже интересней.
Вот такая в дружбе сила,
Даже репку победила!

Воспитатель: – Ну, что бабушка догадалась, про какую сказку идет речь?

Бабушка: – Да, про мой любимый фрукт – репку.

Воспитатель: – Бабушка, ты что-то путаешь.

Ребята, скажите пожалуйста, репка это фрукт?

Дети: – Нет. Репка это овощ.

Воспитатель: – Правильно. Репка это овощ. А скажите, что такое овощи, а что такое фрукты?

Дети: – Овощи – это продукты, из которых варят суп. Фрукты – это продукты, из которых варят компот.

Воспитатель: – Поняла, бабушка? И больше не путай овощи с фруктами и наоборот. Бабушка, наши ребята очень устали, да и ты смотрю тоже. Я предлагаю сделать небольшую физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Открываем мы глаза, 
Вдох – и долго тянем: “А – а – а – а…”
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: ” О – о – о – о”
Днем по горкам ездим мы: ” Ы – ы – ы – ы”.
Ночью смотрим на звезду,

Сверху вниз слетаем “У – у – у – у”.

Руки вверх, в кулачок,

На затылок, на бочок.

Дружно вытянули шею

И, как гуси, зашипели — «Ш-Ш-Ш».

Пошипели, пошипели

И на место тихо сели!

Бабушка: – Я отдохнула. Ребята, а вы?

Дети: – Да!!!

Бабушка: – Ребята, я знаю очень хорошую игру. Хотите поиграть со мной?
Дети: – Да!!!

Бабушка: – Игра называется «Прочитай по первым звукам»

(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СВОИ МЕСТА. У КАЖДОГО  КАРТОЧКА С КАРТИНКАМИ И БУКВЫ. ДЕТИ НАХОДЯТ ЗВУК, НА КОТОРУЮ НАЧИНАЕТСЯ КАРТИНКА, НАПРИМЕР: ШАПКА, АНАНАС, РАК – ШАР)

(ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕБЯТА ЗАКОНЧАТ ЗАДАНИЯ, КАЖДЫЙ ГОВОРИТ, КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОВА МОГУТ ПОВТОРЯТСЯ)                                                                      
Воспитатель: – Ребята, скажите пожалуйста, почему две первые картинки находятся отдельно от третьей?

Дети: – Две первые картинки соединены в слог, а третья картинка отдельный звук.

Бабушка: – Какие вы молодцы! Правильно справились с заданием.

Воспитатель: – Бабушка, а ребята тоже знают очень интересную игру, которая называется «Найди пару». А ты знаешь, что гласные звуки и некоторые согласные имеют пару. Сейчас ребята покажут нам эти пары.

(РЕБЯТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ. У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА. НО ОДНА КОМАНДА ДОЛЖНА СОСТАВИТЬ ПАРЫ ИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И;  Ы-И. ДРУГАЯ ИЗ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т;

Ж-Щ; З-С)

Воспитатель: – Молодцы, ребята! А  сейчас присаживайтесь на стулья.

Бабушка: – С вами хорошо, но мне пора возвращаться в сказку.

Но вы меня не забывайте и почаще книгу открывайте. До свидания! До новых встреч!

(Дети прощаются с бабушкой)

Воспитатель: – Ребята, вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:

– Скажите, кто к нам приходил в гости?

– Какое задание понравилось больше и почему?

– Какие два цвета мы с вами использовали на занятии?

– Какими цветами обозначаются гласные звуки, а какими согласные звуки?

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь