ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

0
1386

Каплюченко Л.В.
Ченских М.И.
воспитатели,
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольский городской округ

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Дети, живущие в современном мире, постоянно сталкиваются с огромным потоком информации. На задний план ушли простые сказки и мультфильмы, а на смену им пришли телефоны и планшеты, которые выгрузили на ребёнка огромный объём данных. Естественно, что не все дети могут справиться с получаемой информацией, у некоторых происходит торможение речевого и общего развития. К сожалению, эта негативная тенденция неуклонно продолжает расти. Дети испытывают трудности не только в звукопроизношении и лексико-грамматических формах, но и имеют мизерный словарный запас. Всё это приводит к тому, что дошкольник не может правильно строить свои высказывания.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей по стандарту является речевое развитие.

Образовательная область «Речевое развитие» наряду с другими задачами включает задачу формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.

Из опыта работы можно сделать вывод, что из-за недостаточности сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, детям в будущем сложно даётся владение грамотой, поэтому задача воспитателя правильно и качественно подготовить ребёнка к обучению грамоте.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • – формирование звуковой стороны речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков;
  • – формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • – готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
Рекламное сообщение     

При подготовке к работе с детьми по обучению грамоте, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень их развития. Для этого можно применять различные игровые технологии, которые носят развивающий и образовательный характер. Одним из наиболее ярких и действенных примеров применения этих технологий являются дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Особенностью дидактической игры является то, что ребёнок сам, незаметно для себя, решает поставленную перед ним задачу, при этом у него активизируется речь и мыслительные процессы.

В педагогической работе по звуковому и речевому развитию большая роль принадлежит подвижным и настольно-печатным дидактическим играм. Например, таким как:

  • – «Звуковые шапочки» (цель: развивать навыки звукового анализа и учить составлять прямые и обратные слоги);
  • – «Ветерок» (цель: развитие фонематического слуха);
  • – «Кто как разговаривает?» (цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции);
  • – «Жук» (цель: удовлетворять потребность детей в двигательной активности, закреплять в речи части суток и автоматизировать звук «ж»);
  • – «Звуковые часы» (цель: закреплять и уточнять знания детей о звучащем слове);
  • – «Весёлый поезд» (цель: формировать умственные приёмы действий у ребёнка (анализ, синтез, развитие речи);
  • – Речевая игра «Аквариум» (цель: закреплять умение определять место звука в слове) и др.

Игровые упражнения также являются неотъемлемой частью по речевому развитию детей в детском саду. К таким играм можно отнести:

  • – Лото «Гласные звуки» (цель: закреплять гласные звуки, уметь правильно их произносить, учить детей определять первый звук в слове, называть его)
  • – «Четвёртый лишний» (цель: учить детей находить слово, первый звук которого отличается от остальных и называть его; развивать фонематический слух) и др.

Таким образом, с помощью дидактических игр и игровых упражнений мы вовлекаем дошкольников в образовательную деятельность, тем самым, делая ее динамичной и увлекательной. Поэтому использование данных игровых приемов, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь