Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерных принадлежностей у детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Как никогда сегодня актуальна проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании.  В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Проблема воспитания детей с учётом гендерных различий не нова. В разное время к ней обращались такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Современные психолого-педагогические исследования, касающиеся гендерных проблем в практике дошкольных образовательных учреждений, служат достаточно мощным фундаментом для организации педагогического процесса. Одни исследования раскрывают сущность и механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алёшина, Т.А. Репина, и др.), другие – особенности формирования психического и социального пола (Н.К. Ледовских, А.А. Чекалина и др.), третьи – затрагивают педагогические аспекты воспитания в детском саду и семье (Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова и др.).

Существующие в наши дни специальные программы освещают различные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, виды спорта, профессии мужчины и женщины (Л.В. Коломийченко, И.П. Шелухина, Н.Г. Татаринцева и др.). Известно, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит становление гендерной социализации дошкольников. В играх мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и различное содержание ролевой игры.

Для того чтобы игра стала эффективным средством формирования гендерных принадлежностей у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности игры мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Рекламное сообщение

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Отмечаются разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что педагогам – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков могут привести к травме, следовательно, нужно чередовать подвижные игры, например с конструированием, из крупного строительного материала и т.д. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит играми, в которых участвуют по желанию все дети, и  играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста отличается от игры детей четвертого и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением коллективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится стремление играть со сверстниками, как своего, так и противоположного пола. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, в них  переплетаются и комбинируются события из жизни людей и их роли в семье и обществе, относящиеся к разным сферам жизни человека.

«Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру» [Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет//       Вопросы психологии.2000. №2. с. 66].

Таким образом, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек).

Литература

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений. 2009.
  2. Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет. Вопросы психологии.2000. №2. с. 65-69.
  3. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь