ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СЕМЬЕ И ДОУ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Дудкина Любовь Михайловна, тьютор
Жукова Жанна Константиновна, тьютор
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми с ОВЗ. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. В последнее время гендерное воспитание привлекает внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов и врачей.

Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку с ОВЗ раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения. В научной литературе отмечаются следующие различия между мальчиками и девочками. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков с ОВЗ.

Рекламное сообщение     

Девочки:

  • – быстрее схватывают новый материал;
  • – легче усваивают правила и алгоритмы;
  • – любят задания на повторение;
  • – чаще используют ближнее зрение;
  • – воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
  • – лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;
  • – новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики:

  • –  труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • – им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
  • – лучше выполняют задания на сообразительность;
  • – не терпят однообразия;
  • – лучше выполняют задания при ярком свете;
  • – новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики с ОВЗ, перенесшие травмы детства: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Другой аспект деятельности педагога, работающего в группе детей с ОВЗ в решение задач гендерного (или полоролевого) воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу, воспитание у учащихся с ОВЗ  таких личностных качеств, как мужественность и женственность. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем.

Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством гендерного  воспитания.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своей образовательной деятельности и воспитательной работы.

Список литературы:

  1. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.
  2. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  3. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.
  4. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь