«Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода М. Монтессори»

0
1412

Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Лучший методический материал педагога»-2021

Крючкова  Наталья Владимировна,

воспитатель

МБДОУ ДС №21 «Сказка»

Методические разработки

«Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода М. Монтессори»

  Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, размере, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Рекламное сообщение     

   Сенсорное образование создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности повышения квалификации. Он направлен на развитие зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических и других типов ощущений и восприятий.

   В дошкольном возрасте сенсорный опыт обогащается улучшением работы различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, скелетно-мышечных, обонятельных, вкусовых, тактильных).

    Восприятие ребенком окружающего мира и его объектов, его основных геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательной) деятельности. Усвоение сенсорного стандарта означает не только правильное название определенного свойства объекта: для анализа и выделения свойств различных объектов в самых разных ситуациях необходимы четкие идеи. Поэтому сенсомоторным действиям придается такое большое значение. Чтобы практически познакомиться с предметом, вам нужно прикоснуться к нему руками, надавить, погладить, покатать, понюхать и т. Д.

   В педагогической деятельности с дошкольниками по сенсорному развитию я ставлю следующие задачи:

-Формирование сенсорных способностей у детей с помощью образовательных мероприятий;

-Формирование сенсорных эталонных систем у детей;

-Формирование у детей навыков самостоятельного применения системы стандартов в практической и познавательной деятельности.

   Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим развитием. Чем больше человек может ощущать тонкие различия в оттенках и музыкальных тонах, изысканные ароматы и вкусы, тем больше он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира, и тем больше развивается его эстетическое чувство. Напротив, когда сенсорный опыт невелик, ощущения не утончаются, требуются грубые и сильные стимулы, позволяющие удовлетворить восприятие – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, децибелы вне масштаба на концертах или в кино.

   Мария Монтессори также отметила связь сенсорного развития с развитием воображения. Наконец, утонченные чувства могут выделять тонкие черты, детали предметов внешнего мира, которые служат отличной основой для создания необычного образа.

    Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие чувственного восприятия и двигательных навыков ребенка. Конечно, каждый ребенок – умный и успешный человек. Задача взрослых – просто помочь ребенку раскрыть свой потенциал и научить его самому понимать мир.

   Тщательно разработанные ею руководства несут в себе учебную задачу и помогают детям развиваться в разных направлениях. Каждый из этих материалов обладает огромным потенциалом и большими творческими возможностями.

    Образовательные “материалы Монтессори” – это нечто среднее между учебниками, развивающими игрушками и предметами домашнего обихода. Объектом игры может быть что угодно: таз, дуршлаг, чашка, ложка, салфетка, губка, хлопья, вода и т. Д. Но есть и специальные классические материалы Монтессори – знаменитая Розовая башня, коричневая лестница, формы и т. Д.

    Такие игры всегда можно использовать в образовательных целях: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские принадлежности, скрепки, каштановые орехи в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, восприятия цвета, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т. д., пластины, таблички, рамки с различными цветами и фактурами; предметы с элементами крепежа, шнуровка – для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Для трехлетних детей, которые иногда не могут определить или назвать цвет, более уместно использовать мягкие инструменты, которые позволяют им играть в “сажать клумбу”, “собирать фрукты”.Детям предлагается задание: желтый цветок на желтой кнопке, синий цветок на синей кнопке и т. Д. прикрепить. Таким образом, сначала формируется понятие “равный”, затем происходит запоминание цветов, их названий. Для детей старшего возраста задача “Посадить клумбу” может быть сложной: придумайте цветы в центре другого цвета.

    Детей всегда интересуют таблетки с твердыми пластиковыми крышками для бутылок. Маленькие дети очарованы тем, что отвинчивают, скручивают крышки и перемещают их по цвету и размеру внутри планшета. После того как дети освоили элементарные действия с крышками, можно усложнить задачу, предложив ребенку закрепить крышки в соответствии со схемами. Задачи способствуют развитию двигательной способности пальцев, ориентации относительно углов и боковых сторон планшета, запоминанию цветов и повышению выносливости, концентрации и независимости. Также можно использовать таблетку с обычными тонкими резинками, которые ребенок тянет по любому плану или с определенной задачей. С помощью этой полезной игрушки ребенок может использовать цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т. д. “рисовать”. с резинками. Ребенку предоставляется уникальная возможность “почувствовать” пальцами форму геометрических фигур, цифр и других изображенных силуэтов. Когда ребенок играет с планшетом, он развивает внимание, логику и абстрактное мышление.

    Основной принцип системы Монтессори при работе с ребенком заключается в обучении основным методам исследования и поисковой деятельности познания окружающего мира.

    Программа Монтессори дает детям возможность освоить форму, цвет, размер предметов, развитие их слуховых, тактильных и других анализаторов с помощью различных дидактических игр.

Материалы для развития чувств

   Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие как осязание, вкус и запах.

     Из этого следует сделать вывод, что сенсорное образование является основой гармоничного развития детей. Материалы Монтессори являются важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы предназначены для того, чтобы ребенок мог использовать их, прежде всего, для улучшения своих практических навыков и сенсорных навыков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь