СЕМЬЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
696

Филипская Светлана Викторовна
Мацукова Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название – СЕМЬЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

секция – 6.«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и в становлении личности ребенка».

Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители – пример ему. (С. Брант)

Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей.

Ведущую роль в духовно-нравственном становлении растущей личности играет семья, которая является традиционно главным институтом воспитания. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка. Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Роль семьи в формировании личности нашего подрастающего поколения огромна. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Она даёт ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. В семье закладываются основы развития: личности физического, нравственного и духовного ее здоровья. Каким вырастет ребенок, зависит именно от того, что вложат в его душу, люди, воспитывающие его.

материалы в печатный сборник 

Русский философ и публицист Иван Ильин писал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым, растет его душа и крепнет его дух: первообраз его матери, несущий любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры».

В дошкольном возрасте усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения происходит на основе подражания. Важнейшую роль здесь играет – личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутрисемьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

В современных условиях жизни идея воспитания детей дошкольного возраста в духе патриотизма и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, в условиях как семьи, так и детского сада.

Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти «Человек». Отсюда появляется необходимость для творческого союза семьи и детского сада. Тесное сотрудничество благоприятно влияет на полноценное развитие у детей дошкольного возраста ума, характера, его взглядов на окружающий мир и на становления духовно-нравственных качеств и на становление личности.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении; повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания и становления личности детей дошкольного возраста. Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. И в заключении хочется привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

Список литературы:

  1. Л. А. Венгер «Развитие личности дошкольника», Л. А. Венгер, В. С. Мухина.
  2. Колесникова, О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / О. А. Колесникова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 965-968.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь