СЕМЬЯ ГЛАВНЫЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1118

Бурнашева Ольга Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»
Старооскольского городского округа
Бахтиярова Наталья Николаевна
Дубенцова Наталья Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС№ 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

Существует множество способов, которыми родители могут способствовать здоровому гендерному развитию детей. Это помогает понять гендерную идентичность и то, как она формируется.

Быть мальчиком или девочкой для большинства детей – это то, что кажется очень естественным. При рождении младенцам присваивается мужской или женский пол в зависимости от физических характеристик. Это относится к “полу” или “назначенному полу” ребенка. Между тем, “гендерная идентичность” относится к внутреннему ощущению людьми того, кто они есть, которое возникает в результате взаимодействия биологических особенностей, влияния на развитие и условий окружающей среды. Это может быть мужчина, женщина, что-то среднее, сочетание того и другого или ни того, ни другого.

«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Самопознание гендерной идентичности развивается со временем, во многом так же, как и физическое тело ребенка. Утверждаемая гендерная идентичность большинства детей совпадает с их назначенным полом. Однако для некоторых детей соответствие между присвоенным им полом и гендерной идентичностью не столь очевидно. На это очень сильно влияет окружающая обстановка в семье. Уделяют ли родители внимание детям, в той мере в какой необходимо, объясняют ли им кем дети являются и как должны себя вести и во что одеваться.

Гендерная идентичность обычно развивается поэтапно:

Примерно в возрасте двух лет: Дети начинают осознавать физические различия между мальчиками и девочками. Они наблюдают за мамой, папой, сестрами, братьями и видят, чем они отличаются друг от друга. До своего третьего дня рождения: Большинство детей могут легко назвать себя мальчиком или девочкой. К четырем годам при правильном воспитании в семье большинство детей имеют устойчивое представление о своей гендерной идентичности.

материалы в печатный сборник 

В этот же период жизни дети учатся гендерно—ролевому поведению, то есть делают “то, что делают мальчики” или “то, что делают девочки”. Однако межполовые предпочтения и игры являются нормальной частью гендерного развития и исследования, независимо от их будущей гендерной идентичности.

Всем детям нужна возможность изучить различные гендерные роли и различные стили игры. Родители могут убедиться, что окружение их маленького ребенка отражает разнообразие гендерных ролей и поощряет возможности для всех. К таким идеям относятся:

– детские книги или головоломки, показывающие мужчин и женщин в нестереотипных и разнообразных гендерных ролях (например, папы-домоседы, работающие мамы, мужчины-медсестры и женщины-полицейские).

– широкий ассортимент игрушек для вашего ребенка на выбор, включая детские куклы, игрушечные транспортные средства, фигурки, кубики и т.д.

К шести годам большинство детей проводят большую часть своего игрового времени с представителями своего пола и могут тяготеть к занятиям спортом и другим видам деятельности, связанным с их полом. Важно позволить детям делать выбор в отношении групп друзей, занятий спортом и других видов деятельности, в которых они участвуют. Также неплохо проконсультироваться со своим ребенком, чтобы узнать об их предпочтениях и убедиться, что они чувствуют себя включенными, не поддразнивая и не издеваясь.

В дополнение к выбору игрушек, игр и видов спорта, дети обычно выражают свою гендерную идентичность следующими способами: одежда или прическа, предпочитаемое имя или псевдоним, социальное поведение, которое отражает различную степень агрессии, доминирования, зависимости и мягкости, манера и стиль поведения, физические жесты и другие невербальные действия, идентифицируемые как мужские или женские. Социальные отношения, включая пол друзей и людей, которым он или она решает подражать.

В то время как гендерно-специфическое поведение ребенка (т. е. гендерное выражение) в любое время, по-видимому, зависит от воздействия стереотипов и их идентификации с людьми в их жизни, внутреннее ощущение того, что он девочка, мальчик, промежуточный или что-то еще (т. е. гендерная идентичность), не может быть изменено.

Когда интересы и способности ребенка отличаются от ожиданий общества, они могут подвергаться дискриминации и издевательствам. Для родителей естественно иметь гендерные ожидания в отношении своих детей и хотеть защитить их от критики и изоляции. Вместо того чтобы подталкивать детей к тому, чтобы подчиняться этим давлениям и ограничивать себя, родители могут сыграть важную роль в пропаганде безопасных пространств, где их дети могут чувствовать себя комфортно и хорошо о себе.

Например, если ребенок не преуспевает в спорте или даже не проявляет к нему интереса, у него все равно будет много других возможностей и областей, в которых он или она может преуспеть. Независимо от гендерной идентичности, у каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые не всегда могут соответствовать ожиданиям общества или вашим собственным ожиданиям, но они все равно будут источником текущего и будущего успеха.

Гендерное развитие – это нормальный процесс для всех детей. Некоторые дети будут демонстрировать вариации ― аналогичные всем областям человеческого здоровья и поведения. Однако все дети нуждаются в поддержке, любви и заботе со стороны семьи, школы и общества, что способствует превращению их в счастливых и здоровых взрослых.

Список литературы

  1. Л.В. Астапович. Гендерный подход в воспитании личности Мн.: Красико-Принт, 2011. – 128 с.
  2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб., 2001. – 320 с.
  3. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
  4. Клецина, И.С. Гендерная психология / И.С. Клецина И.С. – СПб., 2009. – 496 с. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
  5. Хильманович, А.Е. Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка / А.Е. Хильманович // ОО Мостовского РИК. – 2012

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь