Особенности развития и воспитания дошкольников с учетом гендерного аспекта

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Чуева Ольга Алексеевна
учитель-дефектолог
МБДОУ детского сада № 15 «Дюймовочка»
Старооскольского городского округа

Многочисленные исследования подтверждают правило, что девочку и мальчика нельзя воспитывать одинаково. Слишком глубоки различия между ними не только физиологические, но и психические. Не зря ведущие психологи утверждают, что мальчики и девочки – это два противоположных мира. Попробуем проанализировать все стороны жизни и поведения мальчиков и девочек и сделать определенный вывод.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Физическое развитие мальчиков и девочек отличается уже с первых дней жизни. Мальчики рождаются более крупными, но вот ходить начинают на 2-3 месяца позже. Лобные области головного мозга, отвечающие за планирование деятельности и контроль своего поведения, развиваются у мальчиков медленнее. Девочки более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения.

Но этим особенностям родители не предают большого значения, потому что не всегда есть с чем сравнивать, когда малыш первенец. Но даже если ребенок и второй, но другого пола, все эти проявления относят к индивидуальным особенностям самого ребенка.

Дети растут, и различия множатся, их можно разделить по определенным направлениям: отношение к предметам, дисциплинированность, своеобразие общения, проявление активности, своеобразие интересов и т.д.

И первое, с чем сталкиваются родители малыша, это отношение ребенка к игрушкам и предметам ближайшего окружения. Девочки в этом плане наиболее последовательны: они используют игрушки и предметы по их назначению, в игрушки играют «как положено». А вот пытливый ум мальчиков часто приспосабливает игрушки и предметы для различных целей, подчас совсем неожиданных, поэтому их игрушки часто ломаются, разваливаются на части. Это не неряшливость и не небрежность, а выражение активного начала.

материалы в печатный сборник 

Когда же ребенок попадает в незнакомую обстановку, например, в детский сад, девочки теряются, с трудом находят для себя занятие, стесняются и реже проявляют инициативу к общению со сверстниками. Для них важна эмоциональная поддержка взрослого в незнакомом месте, но после того как девочка освоится, ей важны межличностные отношения в среде других детей. Мальчишки легче приспосабливаются к обстоятельствам, быстро «вписываются» в новую обстановку. При взаимоотношениях со сверстниками их волнует больше общее дело, а не межличностные взаимоотношения. Мальчики старшего дошкольного возраста склонны самостоятельно разрешить конфликты, не жалуясь взрослым, предпочитают независимость.

Игру одинаково любят и мальчики и девочки. Только вот игры у них разные и поведение в игре тоже разное. Менее подвижные и более усидчивые девочки так же как и мальчики бегают и прыгают в подвижных играх. Но сюжетные игры предпочитают соревновательным. Шумные мальчики-моторчики готовы осваивать не только горизонтальное, но и вертикальное пространство помещения, однако в игре любят четкие правила, которым неукоснительно подчиняются.

Эмоциональная сфера мальчиков значительно отличается от девичей. Мальчики ранимы и восприимчивы к любым эмоциональным всплескам, но их эмоциональное напряжение быстро проходит, потому что природа побеспокоилась о мужчинах, чтобы они не сломались. Женское эмоциональное напряжение держится достаточно долго, но высота всплеска напряженности значительно ниже. От чрезмерной перегрузки нервной системы женский пол спасают слезы. Нередко женщины – педагоги сетуют на «бесчувственность» мальчиков, а он все понял и прочувствовал в первые две минуты длинного обвинительного монолога. В остальное время мальчик лишь дожидается времени, когда его, наконец – то, отпустят.

А как же занятия, учебная деятельность? Пока еще дошкольники играют и на организованной образовательной деятельности, но впереди школа, где произвольность поведения выступает на первый план. Все дети одинаково стремятся к познанию нового интересного, но отвечают на вопросы по разному: мальчик смотрит вниз или в сторону, если не знает ответ, перед собой – если знает. А девочка смотрит в лицо, ища поддержки или ответа у взрослого. Вопросы мальчики ставят конкретные, по делу. У девчонок интерес к самому человеку, ей хочется установить с ним контакт. Мужской и женский подчерк отличит каждый, а вот рисунки разгадать сможет только педагог. Цветовая гамма красок у девочек разнообразнее, прорисовываются мелкие детали: реснички на лице, пальчики на руках и т.д. Рисунок мальчика – это динамика, движение, действие, и не важно, сколько разноцветных карандашей он взял: может все нарисовать одним цветом!

Это не все отличия. Но это подтверждает мнение, что девочки и мальчики – это два разных мира, которые необходимо понимать и педагогам и родителям. Воспитание будущих женщин и мужчин должно соответствовать их сути, таким образом облегчая детям жизнь в дальнейшем, уберегая от возможности совершать ошибки.

Литература

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира[Текст]: Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д.Еремеева, Т.П. Хризман.- М., Линка-Пресс, 1998.-184 с.
  2. Доронова Т.Н. Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду лет [Текст]: Пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М., Линка – Пресс, 2009. – 224 с.
  3. Щетинина А.М.  Полоролевое развитие детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие / А.М. Щетинина. – М.,  ТЦ Сфера, 2010. –  128с

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь