Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Лучший методический материал педагога»-2021
Чиботарь Анастасия Владимировна –
воспитатель
Типикина Елена Петровна –
воспитатель
МАДОУ №7 г. Мончегорск Мурманская обл.
Методические разработки
Семинар для педагогов ДОУ «Волшебный росток»
(обзор чудо грядки ANROtech)
Слайд 1 Название семинара
Слайд 2 Экологическое воспитание
Экологическое воспитание – это направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.
Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и она включает в себя различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую “субкультуру” определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, роль же детского сада, в этой связи, определяется не только личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива, но и условиями, созданными в детском саду.
Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.
Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Так как наши воспитанники живут в городе и не у всех есть возможность выезжать за город, на дачу или в деревню, не все дети представляют, как происходит рост овощей и зелени на грядках. Решить эту проблему нашему детскому саду помогло приобретение переносного комплекта для естественно-научного биологического практикума модели «Чуда-грядка ANROtech» в рамках реализации социально-значимого проекта «Интерактивный центр «Маленький гений» благотворительной программы “Мир новых возможностей”.
Слайд 3 Назначение грядки
Устройство позволяет пронаблюдать и смоделировать влияние разных факторов (свет, температура, влажность) на жизнь растений. Изделие предназначено для проведения учебных занятий в рамках естественнонаучных исследовательских практикумов (окружающий мир, биология) с детьми разных возрастных групп, а также работы в кружках технической направленности от старшего дошкольного до старшего школьного возраста.
Основное назначение устройства: демонстрация и моделирование природных явлений, постановка краткосрочных (1-7 дней) вегетационных экспериментов. В ходе работы с устройством дети могут познакомиться с такими процессами, как испарение, образование росы, наблюдать набухание и прорастание семян, рост растений при различных заданных параметрах и другое.
Надо отметить, что данное устройство не создано для автоматизированного выращивания растений.
Слайд 4 Описание
В собранном виде изделие представляет собой настольную модель теплицы-оранжереи, оборудованную независимыми модулями освещения, полива, вентиляции, увлажнения воздуха. Для удобства обслуживания Чудо-грядка оснащена прозрачной откидной дверцей.
Для работы устройства необходимо подключиться к сети. Управление системами Чудо-грядки осуществляется посредством контроллерам предустановленной программой. Для установки режимов работы и отслеживания параметров работы имеется выносной пульт управления с ЖК дисплеем, соединённый СА устройством патч-кордом. На ЖК дисплее отображается состояние устройства: температура воздуха внутри грядки, влажность воздуха в ней, влажность грунта в ёмкости с растением, текущее состояние систем.
Слайд 5 Включение и выключение систем
Включение и выключение систем осуществляется в ручном режиме. С помощью трёх цветных кнопок («влево», «действие», «вправо»), расположенных под ЖК дисплеем на пульте.
Включая и выключая модули можно наблюдать как мгновенное изменение по показаниям датчиков, так и отложенный эффект по состоянию растений.
Устройство является обучающим, имеет ограниченный функционал, определяемый предусмотренной программой.
Слайд 6 Эксплуатация
Взаимодействие с устройством происходит в 3 этапа:
- Сборка установки. Занимает около одного часа времени при участии взрослого. При сборке дети могут увидеть электронную часть установки, познакомиться с основами конструирования электрических систем с использованием нескольких модулей.
- Подготовка к работе. Необходимо проверить правильность сборки и работы всех модулей. Также необходимо приготовить ёмкость с водой для работы системы полива, заполнить увлажнитель водой, произвести контрольные включения каждой системы. На данном этапе необходимо выбрать объект исследования – растение. Горшок должен быть с поддоном для сбора излишек воды. Высота растения должна быть не более 25 см.
- Непосредственная работа с установкой. Изучение факторов среды (свет, тепло, влажность) на жизнь растений, считывание и интерпретация показаний датчиков с дисплея, постановка экспериментов, обсуждение результатов.
Слайд 7 Режимы работы модулей установки
Установка оборудована 4 независимыми модулями: системы освещения, полива, увлажнения и вентиляции. Мониторинг состояния среды внутри Чудо-грядки осуществляется с помощью встроенных датчиков температуры, влажности воздуха и влажности почвы. Как уже говорилось ранее, показания датчиков отображаются на ЖК дисплее: температура воздуха в градусах по Цельсию, влажность воздуха и почвы в %.
С помощью 3-х цветных кнопок, расположенных под ЖК дисплеем на пульте, можно выбрать интересующий модуль и изменить его режим работы. Каждая система имеет два режима работы – вкл. и выкл., включение происходит в ручном режиме при нажатии красной кнопки.
Слайд 8 Полив
Пиктограмма «лейка» означает полив растения. Система полива состоит из ёмкости с водой, погружного насоса со шлангом и капельницы полива. Важно, чтобы в процессе эксплуатации во время включения насоса уровень воды был выше его верхнего края, во избежание поломки. Мониторинг влажности субстрата производится с помощью датчика влажности, который необходимо воткнуть в горшок с растением.
При активации режима полива включение насоса происходит на 5 секунд, затем модуль отключается во избежание перелива. При необходимости большего увлажнения почвы полив необходимо повторить. Оптимальная влажность почвы для большинства растений лежит в диапазоне 60-80%. Неправильный режим увлажнения приводит к отставанию развития и роста растений, а также к их гибели. При излишнем поливе происходит загнивание корневой системы. При недостаточном – высыхание растения.
Слайд 9 (показ видеоролика с поливом растений).
Слайд 10 Освещение
Пиктограмма «лампочка»
Система освещения представлена светодиодной лентой, закреплённой на верхней неподвижной планке Чудо-грядки.
Включение и выключение производится вручную. Для жизни большинства комнатных растений достаточно досветки в течение4-8 часов в сутки, зелень и рассаду можно освещать до 16 часов. При избыточном освещении на листьях возможно появление ожогов. При недостатке света растения сильно вытягиваются по направлению к источнику света, окрас листьев становится светлее.
Слайд 11 (показ видеоролика «Освещение»).
Слайд 12 Вентиляция (показ видеоролика «Вентиляция»).
Пиктограмма «вентилятор». Вентилятор врезан в боковую стенку. Включение и выключение системы производится в ручном режиме с пульта управления. Система вентиляции отвечает за циркуляцию воздуха внутри устройства и обновление газового состава. При вентилировании происходит выравнивание влажности воздуха, температуры и концентрации газов внутри установки с параметрами в комнате.
Постоянный сквозняк может негативно сказаться на состоянии многих растений, отсутствие проветривания может привести к отставанию в росте и развитию грибковых заболеваний. Рекомендуется проветривать грядку с растениями 1-2 раза в сутки.
Слайд 13 Увлажнение воздуха
Система увлажнения воздуха размещается внутри на основании грядки в виде готового модуля. В процессе эксплуатации необходимо следить за наличием воды в увлажнителе. Для безотказной работы увлажнителя в него необходимо заливать только деминерализованную воду.
При включении модуля увлажнитель работает в течение 5 минут, затем выключается автоматически.
Для большинства растений благоприятной является влажность воздуха 60-70%. При высокой влажности и отсутствии проветривания в течение длительного времени возможно развитие плесневых грибов. При недостаточной влажности наблюдается подсыхание листьев и уменьшение размеров листовой пластинки.
Предложить увлажнить воздух кому-то из присутствующих.
Слайд 14 Примеры задач и экспериментов
– Дыхание и испарение
– Всасывание
– Воздушные корни
– Набухание семян и прорастание
Провести опыт «Испарение».
Слайд 15
Итог.
В результате познавательной и практической деятельности с чудо-грядкой у детей формируется опыт посадки, выращивания и ухода в процессе роста посаженных культур, цветов. Воспитанники научились видеть результаты своего труда, а также прониклись уважением к труду земледельцев, появилось понятие важности «здорового питания», узнали, насколько полезен каждый овощ для полноценного развития.