Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование –
современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Минина Галина Дмитриевна
Золотых Ольга Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
г. Старый Оскол
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ
Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует от воспитателя определенных знаний. Главное—он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержание.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания, которые развиваются, совершенствуются и закрепляются. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом необходимо проводить как в реальной ситуации, так и на макете, плакате. Для анализа опасной ситуации воспитатель может использовать разнообразные технические средства: макеты, слайды, кинофильмы, видеофильмы.
Задача воспитателя—дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволит ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге.
Для закрепления правил дорожного движения с детьми необходимо вести постоянную работу, иметь необходимые атрибуты. Для проведения игр, занятий, бесед по правилам безопасного поведения детей на дорогах необходимо иметь:
- игрушки различных видов транспорта (автобусы, трамваи, грузовые автомобили, легковые, пожарные, специальные и т.д.);
- модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
- схема перекрестков и дорог с дорожной разметкой;
- картинки, кубики, мозаика;
- настольные печатные игры
- настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, кинофильмы;
- атрибуты для игр в дорожное движение (жезл, фуражка, нагрудное изображение транспорта, рисунки светофоров, дорожные знаки, виды транспорта;
- стол-макет, доску с мелками цветными.
Дошкольнику легче, чем школьнику внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы»;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других»
Также для плодотворного развития и закрепления знаний по безопасному поведению на дорогах необходимо использовать и взаимодействие с семьей. Использовать активный метод общения с родителями, как совместный анализ конкретных дорожных ситуаций. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Родителям в воспитании правилам дорожного поведения отводится одна из главных ролей.
Надежное поведение обеспечивают только привычками, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематическая повседневная тренировка с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда водят еще за руку — могут создать у ребенка привычки.
Родители при регулярном переходе через дорогу создают у ребенка четыре вида навыков. Первый – «навык наблюдения». Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части.
Второй навык — «навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован вероятность того, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке, которую родители ему сформировали.
Третий навык — навык «переключения на проезжую часть». Если бордюрный камень тротуара—граница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо замечать эту границу.
Четвертый навык—навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, вижу—действую. Мысли не связаны с движением. На проезжей части такого не допустимо. На проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановке не только глазами, но и мыслями, не отвлекаться 10-15 секунд, которые требуются для перехода проезжей части. И все эти навыки могут привить только родители.
Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только своего ребенка, но и других родителей.