СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «КРАЕВЕД»

0
234

Зимина Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 10 «Золотая рыбка»
г. Рыбное Рязанская обл.

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «КРАЕВЕД»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

Полноценное воспитание дошкольника, может происходить только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя, необходимо вовлекать их в жизнь детского сада. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематическое заседание клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Семейный клуб имеет большое значение, и для укрепления партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и ДОУ.

В «Детском саду № 10 «Золотая рыбка» был организован семейный клуб «Краевед». Краеведение – это своеобразный «родительский сундучок»». Это – совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – рассказы и обычаи родного края. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь «как зеницу ока», развивая и распространяя ее среди потомков.

Я считаю, что семейный клуб «Краевед», как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей, отвечающая всем требованиям ФГОС и настоящего времени, позволяет нам выполнить задачи, стоящие по краеведению.

материалы в печатный сборник 

Цель клуба: воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).

Задачи клуба:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
  • развивать бережное отношение к городу (природа);
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

В основу деятельности клуба были положены следующие принципы и подходы:

  •  работа семейного клуба осуществляется на базе ДОУ;
  •  добровольность и открытость – посещение клуба по желанию;
  •  количество занятий в семейном клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста детей и остроты обсуждаемой проблемы;
  •  информационное обеспечение – составляется и подбирается видеоматериал с советами и методическими рекомендациями, брошюрки, памятки, литература, оформляются стенды;
  •  комфортность – реализуется путем создания доброжелательной непринужденной обстановки;
  •  работа семейного клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов ДОУ.

Формы и методы в направлении краеведения разнообразны. В работе семейного клуба «Краевед» я использую следующие формы и методы:

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
Например, беседа на тему: «С чего начинается Родина?» Дает представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился и, где прошло его детство, позволяет привить любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о своем крае.

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом – фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
Рассказывая о С.А. Есенине, о великом русском поэте и нашем земляке, я знакомлю детей с детством поэта, его творчеством, даю понятие слова «земляк», стараюсь учить детей видеть «прекрасное» в стихах поэта, воспитываю гордость за нашего земляка.

– тематические занятия, где у детей формируется система элементарных знаний. Осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

Я считаю, что нужно уделять большое внимание экскурсии. Дети и родители с большим удовольствием посещают достопримечательности нашего города. Очень увлекательная и полезная для детей была экскурсия в Центральную детскую библиотеку, где ребята много узнали о профессии библиотекаря, о разнообразии и пользе детских книг, даже приняли активное участие в инсценировке сказки «Муха Цокотуха», в которой являлись исполнителями ролей.

Очень запомнилась экскурсия к памятнику «Огонь Памяти», в которой приняли активное участие и дети и родители. Экскурсия была организована в честь великого праздника Дня Победы, с возложением живых цветов к вечному огню. Это дань уважения и памяти погибшим воинам и ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны.

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщать детей к истории, географии, природе, социальной жизни. Они актуальны и интересны для детей дошкольного возраста.

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельности у детей.

Вовлечение детей в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность у них. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать, имеющие знания для ее решения.

Прогулки, походы, путешествия, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Еще одно важное условие – это создание предметно- развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют сформировать не только представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, настойчивости, креативности, помогает ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияют на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать их сопричастность к истории и современной жизни города, родного края.

В заключении хочется сказать, что краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь