ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Кириенко Руслана Рустемовна
воспитатель
МБДОУ г. Мурманска № 83

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

«В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин…
Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям».
А.С. Макаренко

В современных условиях, когда происходят глубочайшие измене-ния в жизни общества, одной из актуальных проблем является граждан-ско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В последнее время наблюдается отчуждение от отечественной культуры, обществен-но-исторических ценностей.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Оте-чества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно.

В настоящее время задачи гражданско-патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – это источник и звено передачи ребен-ку социально- исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Необходимость подключения семьи объясняется возможностями, которыми обладает се-мья и которого не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе старается опираться на родителей не только как на по-мощников дошкольного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

материалы в печатный сборник 

Задачи ДОО вовлечь родителей в процесс патриотического воспи-тания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на три блока:
1. Информационно-аналитический – направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспита-ния, а также трудностей и запросов родителей.
2. Практический – предусматривает актуализацию получен-ных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение пе-дагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и де-тей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.)
3. Контрольно-оценочный – предполагает анализ эффектив-ности проводимых мероприятий специалистами детского сада – для это-го необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, анкеты.
При организации работы с семьями по гражданско-патриотическому воспитанию используем традиционные и нетрадици-онные формы сотрудничества.

Формы работы с родителями:
 Анкетирование
 Консультации
 Родительские собрания
 Совместная деятельность детей и родителей
-рисунки «Мой любимый город»
– изготовление макетов («Наш микрорайон»)
-проекты
-проект «Фамильный герб» – позволяет узнать о ценностях семьи, ее увлечениях
-Составление родословной, генеалогического древа.
 Поисковая деятельность: подбор познавательных статей и фотографий из истории города. («Что было до…»)
 Фотовыставки «Мое любимое место в Мурманске»
 Беседы
 Круглые столы
 Тренинги
 Обсуждение и распространение семейного опыта
 Гостиная «О русских традициях и обычаях»
 Мини-музеи
 Совместные детско-родительские встречи в различных фор-мах
-Конкурсы, спортивные мероприятия «Мы – спортивная семья», «Мы – читающая семья», «Мама, папа, я – Мурманская семья»
-Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедуш-ки»
-Посиделки «У самовара»
-Познавательные встречи «Все профессии важны…»
-Создание рукописной книги
 Привлечение и включение родителей в волонтерскую дея-тельность. В детском саду совместно с родителями организован отряд волонтеров «Добрята», который активно участвует в помощи дому пре-старелых, бойцам СВО, участвует в экологических акциях.

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День Матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», «Спорт – залог здоровья», создание альбомов «Мой выходной день», посещение художественного музея, легкоатлетические пробеги, «День физкультурника».

Так же актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заданной теме. Совместная дея-тельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению об-щих интересов. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Мурманске», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья»

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добы-вании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сфор-мировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Темы маршрута выходного дня: «Семейный поход по памятным местам родного города», «Памятные места героического прошлого го-рода», «Любимый уголок», «Мой микрорайон», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Мой выходной».
В своей работе стараюсь активно использовать информационно- коммуникативные технологии.

Мультимедийное сопровождение различных форм организации пе-дагогического просвещения родителей способствует лучшему восприя-тию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Просмотр видео и фотоматериалов, иллюстрирую-щих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей.

Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

Конечно же, не стоит забывать о таком значимом празднике, как «День Победы в ВОВ». Перед этим праздником предлагаем родителям рассказать своим детям о достопримечательностях, связанных с подви-гами героев во время ВОВ. Привлекаем родителей к участию в конкур-сах рисунков, стихов, к участию в шествии «Бессмертный полк», к по-становкам сценок на патриотическую тему.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- либо работу нуждается в оценке своего туда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей!
Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям ис-пытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народам, достижениями.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь