Секреты успешной работы с родителями детей с РАС

Панкратова Лариса Викторовна
учитель-логопед
Бойченко Ксения Викторовна
тьютор
Сивкова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

НАЗВАНИЕ  – Секреты успешной работы с родителями детей с РАС

секция  – 9.«Секреты успешной работы с родителями»

Важным условием эффективности коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения развития ребенка, проблемы поведения становятся самым сильным причиной стресса, приводящие к дезадаптации всех участников семьи. При адаптации к состоянию заболевания ребенка чаще всего происходят перемены и деформации всего семейного состава: возникают проблемы в браке, социальная изоляция, истощение психических ресурсов родителей.

Задача работы с родителями состоит в формировании жизненно необходимых навыков ребенка с РАС, обеспечении условий для реализации их не только в сотрудничестве с специалистом, а дома, в саду, в других местах общественного пользования. Взаимодействие с специалистом существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Альтернативный результат такой совместной деятельности – это самостоятельное функционирование всей семьи, которая сможет расти в более гармоничном пространстве.

Цель работы с родителями – повышение родительской компетентности в решении проблем обучения, воспитания и развития ребенка.

Рекламное сообщение     

Основные задачи работы с родителями:

  • Получение достоверной информации о развитии ребенка.
  • Формирование адекватных детско-родительских отношений.
  • Формирование у родителей навыков работы с ребенком в условиях повседневной жизни.
  • Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.
  • Психологическая поддержка.

В процессе рассмотрения процессов, происходящих в семье с ребенком – с особенностями развития можно выделить несколько аспектов: проблема адаптации к ситуации болезни ребенка, взаимоотношения родителей со специалистами.

Важнейшим элементом в работе с родителями, имеющими ребёнка с РАС, является клубная работа. Она предполагает встречи родителей и специалистов 1 раз в месяц по 2 – 3 часа.

Цели и задачи «Родительского клуба»:

  1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах обучения и воспитания детей;
  2. Содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи со сложными проблемами ребёнка, получение взаимной поддержки;
  3. Выработка коллективных решений и единых требований в коррекционной работе, объединение усилий семьи и педагогов;
  4. Обмен родительским опытом и профилактика неверных действий родителей по отношению к детям.

«Родительский клуб» могут посещать родители тех детей, кто занимаются в группах или индивидуально, а также родители детей, прошедших первичную диагностику, но пока не зачисленных на коррекционные занятия.

На занятиях клуба большое внимание уделяется темам тематических встреч и обучению родителей методами и приемами обучения детей, рассматриваются, к примеру, следующие темы:

  • Меняем не ребёнка, а его поведение.
  • Подсказки и их виды.
  • Речедвигательная гимнастика.
  • Значение голоса в жизни человека. Работа над голосом.
  • Система внедрения альтернативных коммуникаций.
  • Как повысить мотивацию ребёнка?
  • Мой ребёнок не рисует. Почему, что делать, как его научить?
  • Формирование новых навыков.

Очень полезны встречи родителей, у которых уже успешно проведен опыт детского воспитания детей с РАС, такие встречи помогают снизить беспокойство родителей по поводу проблем ребенка, открывают с ним новые шансы эффективного сотрудничества, являются источником энергии и надежды, помогают самостоятельно родителям найти пути решения проблем.

Важное направление – работа по сплочению группы, решению психологических вопросов родителей, а также для решения родительских психологических проблем.

За годы практики воспитатели и специалисты разработали правила поведения родителей с детьми с РАС, которым всегда нужно следовать.

  1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  2. Всегда опираться на интересы ребёнка.
  3. Всегда придерживаться ритма жизни ребёнка.
  4. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребёнок.
  5. Как можно чаще говорить с ребёнком.
  6. Обеспечить комфортную атмосферу для ребёнка.

Знание педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребёнка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребёнку- и в образовательном учреждении, и дома.

.

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. – 2002.
  2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. – М.: “Просвещение”,2009

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь