Панкратова Лариса Викторовна
учитель-логопед
Бойченко Ксения Викторовна
тьютор
Сивкова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Секреты успешной работы с родителями детей с РАС
секция – 9.«Секреты успешной работы с родителями»
Важным условием эффективности коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения развития ребенка, проблемы поведения становятся самым сильным причиной стресса, приводящие к дезадаптации всех участников семьи. При адаптации к состоянию заболевания ребенка чаще всего происходят перемены и деформации всего семейного состава: возникают проблемы в браке, социальная изоляция, истощение психических ресурсов родителей.
Задача работы с родителями состоит в формировании жизненно необходимых навыков ребенка с РАС, обеспечении условий для реализации их не только в сотрудничестве с специалистом, а дома, в саду, в других местах общественного пользования. Взаимодействие с специалистом существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Альтернативный результат такой совместной деятельности – это самостоятельное функционирование всей семьи, которая сможет расти в более гармоничном пространстве.
Цель работы с родителями – повышение родительской компетентности в решении проблем обучения, воспитания и развития ребенка.
Основные задачи работы с родителями:
- Получение достоверной информации о развитии ребенка.
- Формирование адекватных детско-родительских отношений.
- Формирование у родителей навыков работы с ребенком в условиях повседневной жизни.
- Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.
- Психологическая поддержка.
В процессе рассмотрения процессов, происходящих в семье с ребенком – с особенностями развития можно выделить несколько аспектов: проблема адаптации к ситуации болезни ребенка, взаимоотношения родителей со специалистами.
Важнейшим элементом в работе с родителями, имеющими ребёнка с РАС, является клубная работа. Она предполагает встречи родителей и специалистов 1 раз в месяц по 2 – 3 часа.
Цели и задачи «Родительского клуба»:
- Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах обучения и воспитания детей;
- Содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи со сложными проблемами ребёнка, получение взаимной поддержки;
- Выработка коллективных решений и единых требований в коррекционной работе, объединение усилий семьи и педагогов;
- Обмен родительским опытом и профилактика неверных действий родителей по отношению к детям.
«Родительский клуб» могут посещать родители тех детей, кто занимаются в группах или индивидуально, а также родители детей, прошедших первичную диагностику, но пока не зачисленных на коррекционные занятия.
На занятиях клуба большое внимание уделяется темам тематических встреч и обучению родителей методами и приемами обучения детей, рассматриваются, к примеру, следующие темы:
- Меняем не ребёнка, а его поведение.
- Подсказки и их виды.
- Речедвигательная гимнастика.
- Значение голоса в жизни человека. Работа над голосом.
- Система внедрения альтернативных коммуникаций.
- Как повысить мотивацию ребёнка?
- Мой ребёнок не рисует. Почему, что делать, как его научить?
- Формирование новых навыков.
Очень полезны встречи родителей, у которых уже успешно проведен опыт детского воспитания детей с РАС, такие встречи помогают снизить беспокойство родителей по поводу проблем ребенка, открывают с ним новые шансы эффективного сотрудничества, являются источником энергии и надежды, помогают самостоятельно родителям найти пути решения проблем.
Важное направление – работа по сплочению группы, решению психологических вопросов родителей, а также для решения родительских психологических проблем.
За годы практики воспитатели и специалисты разработали правила поведения родителей с детьми с РАС, которым всегда нужно следовать.
- Принимать ребёнка таким, какой он есть.
- Всегда опираться на интересы ребёнка.
- Всегда придерживаться ритма жизни ребёнка.
- Чаще присутствовать в группе, где занимается ребёнок.
- Как можно чаще говорить с ребёнком.
- Обеспечить комфортную атмосферу для ребёнка.
Знание педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребёнка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребёнку- и в образовательном учреждении, и дома.
.
Литература
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. – 2002.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы. – М.: “Просвещение”,2009