Сорокина Галина Васильевна
Шестакова Людмила Александровна
воспитатели
Устинова Людмила Борисовна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
город Старый Оскол
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Под влиянием взрослых дошкольник должен усвоить половую роль, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.
В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
В совместных играх мальчиков и девочек происходит активное взаимодействие. Формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми разных полов и дети учатся принимать и понимать различие поведенческого статуса, а также быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях.
Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры:
- – внешние различия между мужскими и женскими ролями;
- – специфические виды деятельности (спорт профессии, увлечения);
- – правила взаимоотношения в быту, в общественных местах.
Это все представляется в различных играх, используемых педагогами для работы с дошкольниками.
В педагогической деятельности используются разные виды игр:
- – сюжетно-ролевые;
- – дидактические;
- – коммуникативные;
- – словесные;
- – имитационные;
- – подвижные;
- – настольно-печатные;
- – игры-состязания и др. игры.
Основная роль гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В ней у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.
Грамотно организованная игровая деятельность и предметно-развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения жизненные стили.
В группе мы используем различные виды игр. Например:
- – дидактические и словесные («Волшебный цветок», «Кто я в семье?», «Вежливые слова», «Собери цепочку», «Чем похожи наши родители?» и др.);
- – подвижные игры («Найди свою пару», «Мы мальчики, мы девочки», «Утка и утята», «Кошки-мышки» и др.);
- – символические игры («Мой любимый герой», «Кто живет в твоем сердце?», «Чей атрибут?» и др.);
- – настольно-печатные игры («Пазлы», «Лото-ассоциации», «Эмоции», «Правила этикета» и др.).
Показателями успешности формирования позитивного полоролевого поведения у детей можно выделить:
- – положительное подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола;
- – развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы мужественности и женственности.
Совместное построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию взаимоотношений детей обоего пола, развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, разделять социальные интересы и поведение. Такая среда позволяет мальчикам и девочкам овладевать полоролевыми ценностями, вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, а также свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов, проявлять активность, самостоятельность, реализации сюжета.
Наша работа принесла положительные результаты по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей. Выросла культура поведения и общения детей.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будут определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.