Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей в старшей группе

Хохлова Любовь Александровна
Столяренко Ольга Алексеевна
Павлова Татьяна Ивановна
Бобылева Елена Евгеньевна
Воспитатели
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
Город Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

 СЕКЦИЯ 10 – Использование художественного слова в качестве средства умственного развития.

НАЗВАНИЕ – Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей в старшей группе

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет художественное слово.

В своей работе с дошкольниками мы используем художественное слово. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности художественного слова, как средства воспитания и обучения детей.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.

материалы в печатный сборник 

Художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их.
Лучшие произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо — плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно, хорошо-плохо.

Устное народное творчество широко используется в работе как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом; как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Для развития умственных способностей детей используются такие формы художественного слова как: загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, стихи, сказки. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения.

Так же можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы можно предложить с заданием: объясни смысл. Например: «Семь пятниц на неделе»«Убил двух зайцев».

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Чаще считалки используют для выбора ведущего в игре.

Широко используются на НОД сказки. С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади),  воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, формируют умения импровизации («Три медведя»«Колобок»).

Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.

Таким образом, использование художественного слова поможет воспитателю в развитии умственных способностей детей. Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2000 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие – С.-Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 2006. – 324 с.
  4. Даль В.И.Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь