Речевой коммуникатор GO Talk

0
1114

Брюханова Ирина Ивановна
воспитатель
Клейменова Вера Владимировна
учитель-дефектолог
Шарыкина Людмила Сергеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Практикум «Речевой коммуникатор GO Talk в коррекционной работе развития вербальных навыков с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Прикладной анализ представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения, помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации.

В обучении речевым навыкам детей с аутизмом, прежде всего делается акцент на формировании первичных вербальных действий, и прежде всего такт-реакций (наименование). Обучение формирования такт-реакций у ребенка представляет собой умение наименовать предметы и картинки, для того что бы он использовал эти слова в спонтанной речи. Обычно, работа над навыком “Наименования”(Такт) ведется таким образом: ребенку показывают картинку, дают подсказку, он произносит название, и получает какое-либо материальное поощрение. Такт (англ. TACT) — называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например, «Холодно!», или «Кошка!», или «Птичка полетела».

Другой формой работы на первичном этапе обучения неговорящего ребенка с аутизмом, является развитие навыка “Эхо”. Это первичный вербальный оперант, который предполагает наличие вербального (голосового)  стимула и реакции в виде точного воспроизведения услышанного.

Для всех детей, у которых есть нарушения речевого развития и коммуникации, полезны дополнительные методы сочетания обычной речи и каких-то вспомогательных средств, которые помогут ребенку выразить свои мысли и желания. Таким средством является GoTalk . Речевой тренажер GoTalk представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном.

Рекламное сообщение     

Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится как «ГоуТок».Простым нажатием на кнопку, устройство начинает разговаривать.

На экране коммуникатора имеются специальные «окошки» для картинок. Наборы картинок подбираются индивидуально для каждого ребенка, использующего данное средство, в зависимости от его общего и речевого развития, мотивации и потребностей. Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно.

Использование речевого тренажера «ГОУ ТОК» для детей с РАС и другими ментальными нарушениями в какой-то мере перекликается с карточками PECS, и имеет ряд особенностей.

  1. Ребенок должен уметь воспринимать плоскостное изображение или находиться на этапе умения соотносить объемное изображение с плоскостным.
    2. У ребенка должно быть сформировано предметное действие, а также способность к подражанию.
  2. У ребенка должны быть сформированы учебного поведения: умение сидеть, слушать, концентрировать взгляд, взаимодействовать с педагогом.

Наличие этих способностей дает возможность использовать речевой тренажер у детей данной категории без привязки к возрасту.
Речевое развитие детей с РАС в первую очередь направлено на формирование коммуникативных способностей и словаря, поскольку для них характерным является снижение потребности в речевом общении наряду с различными нарушениями самой речевой деятельности.   Процесс обучения начинается с показа картинок, заложенных в карточках речевого тренажера. Сначала число картинок ограничено тремя – четырьмя, затем оно увеличивается.

Для того, чтобы научить ребенка пользоваться речевым тренажером, следует сначала показать ему, как можно извлечь из него звук. Другими словами, нужно научить ребенка нажимать на картинку. Для этого мы располагаем на всех ячейках картинки с изображением кнопки и записываем на диктофон одно слово – «нажми». Ребенок должен усвоить слово «нажми», соединить образ со словом и понять, что при нажимании будет звуковое оформление действия. Далее коммуникативная инициатива ребенка поддерживается в ситуациях выбора «что ты хочешь?», одновременно закрепляется умение пользоваться указательным жестом и возможность выбирать более предпочитаемый предмет или стимул. Ребенок может произносить слово, исходя из своих речевых возможностей, или просто нажимать на нужную картинку “Цветок”- “Цветок” (Такт-реакция).

Важна доступность и простота предлагаемого материала. Ребенку предлагаются предметы из бытового обихода, если это игрушки, то самые простые. Осторожно следует подбирать картинки с предметами бытовой техники. Может быть так, что ребенок никогда не наблюдал за работой микроволновой печи, блендера, соковыжималки, тостера. Из всех предметов он знаком только с телевизором, телефоном, пылесосом.

Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса.

Важно с первого знакомства с коммуникатором, терпеливо и последовательно, объяснять ребенку, что с коммуникатором нужно обращаться бережно и аккуратно. Научить нажимать на поля с сообщениями указательным пальцем. Обязательно хвалить ребенка, помогать при необходимости нажимать на поля, направляя руку ребенка, не ругать за ошибки, использовать в речи фразы: «Попробуй еще», «У тебя обязательно получится», «Я тебя понимаю!».

Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей. Как известно, чем активнее ребенок общается, тем лучше ему это удается. Если ребенок хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.

 

Литература

  1. Ананьева И.Н. Говорящие картинки[Текст] /И.Н. Ананьева // Дидактический комплект. Методические рекомендации и практический материал / Е. А.Соколова, А. Д.Яковистенко– С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015. – 139 с.
  2. Ананьева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда[Текст] / И.Н. Ананьева //Методическое пособие для работы с неговорящими дошкольниками/ Е. А.Соколова, А. Д.Яковистенко– С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015. – 44 с.
  3. Баряева Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью[Текст] / Л.Б. Баряева.-СПб.: Союз, 2004.- 44 с.
  4. Баряева Л.Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми[Текст] / Л.Б. Баряева. – М.: Дрофа, 2007.-32 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь