РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»

Легенченко Ольга Николаевна

Максимчук Ольга Яковлевна

Соловьева Татьяна Алексеевна

воспитатели

МБДОУ №19 «Антошка»

г. Белгород

Рекламное сообщение

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Дети, возраста 3-4 лет очень любознательны, активно изучают все вокруг. На данный момент они накопили достаточно знаний о различных объектах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные выводы. Происходит активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять в группу различные предметы, похожие по тем или иным причинам или назначению. Улучшаются речевые навыки – речь становится более сложной и понятной.

      На 4-м году жизни у детей еще недостаточно возможностей для регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно расставляют ударения и не произносят окончания слов. В этом возрасте детям непросто сразу овладеть умением последовательно выражать свои мысли, грамматически правильной структурой предложений и четким произношением звуков.

Существуют различные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям не составит труда освоить самостоятельно. Постоянно расширяйте сферу общения вашего ребенка. Знакомьте его с людьми разного возраста. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Выучите с ним новое слово и повторяйте несколько дней, закрепите его в словарном запасе. Обратите внимание, как он говорит шипящие и мягкие звуки. Исправьте это, если он произносит их неправильно. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. Читая сказку, обращайте внимание на голос, интонацию, тембр, экспрессию. За любые успехи и достижения обязательно хвалите и поощряйте своего ребенка. Обсуждайте все, что вы видите во время прогулки. Старайтесь спрашивать о прошедшем дне, о мультфильме, который вы смотрели. Каждый день читайте детям разные сказки, загадки и учите стихотворения.

      Не забывайте об упражнениях и играх, которые развивают мелкую моторику, которая тесно связана с речь.  Предлагайте ребенку поработать пальчиками (пазлы, конструкторы, песок, пластилин, глина, тесто), все это развивает мелкую моторику. Научите его завязывать шнурки.

     Речевое развитие ребенка 3-4 лет может многое рассказать о способностях и социализации маленькой личности, которая должна соответствовать определенным нормам. В случае отклонений родители должны предпринять ряд шагов, чтобы заполнить пробелы. Это можно сделать как самостоятельно, так и с привлечением логопеда. Главное – не останавливаться и не отчаиваться. Тот, кто нацелен на результат, обязательно его добьется.

     В это время активно формируется умение употреблять окончания падежей и глагольные формы. В речи ребенка появляются местоимения, числительные, наречия и прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далека от идеала. Ребенку не всегда удается составить для взрослых связный и понятный рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов.

Какие действия родителей помогут быстро исправить недостатки детской речи?

     В первую очередь, взрослым нужно правильно и незаметно поправить ребенка, если он злоупотребляет словом или его грамматической формой. Правильно повторите детское предложение, представьте речевой образец.

     Говорите вслух о том, что вы делаете, что чувствуете. Говорите ясно, не употребляя уменьшительно-ласкательные слова. Читая сказки, расспрашивайте ребенка о прочитанном, как он относится к персонажам и героям. Следите за своей речью. Он не должен содержать «слов-паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их от сына или дочери. Помните, что ребенок может произнести их везде: в магазине, на мероприятии, в транспорте.

     Использование ласковых уменьшительных суффиксов также плохо для ребенка. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, вероятно, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше использовать слово таким, какое оно есть на самом деле. Например, скажем, медведь, а не медвежонок, нос, а не носик, рука, а не ручка. Иначе в будущем ваш ребенок будет называть эти слова именно так.

    Ум ребенка развивается быстрее, когда он занимается рукоделием или играет с мелкими предметами.

    Так что научите ребенка творчеству: лепите различные фигуры из пластилина, цветного теста или глины, собирайте конструктор, используйте нестандартные техники рисования.

     Вспомните, как в детстве папа и мама показывали театр теней, и с помощью пальчиков показывали разных животных. Пусть ваш малыш попробует завести котенка или собаку. Можно попробовать поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите ребенку представить себя в роли продавца, воспитателем детского сада, каким-нибудь сказочным персонажем (мишкой, зайчиком). В процессе воспитания главное – не кричать на ребенка, не расстраиваться, когда что-то не получается.

    Помните: ваш ребенок только учится говорить. Речь ребенка 3-4 лет еще очень далека от речи взрослого, и с этим нужно мириться. Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы разговариваете с ребенком, учите его, играете с ним, сосредотачиваете его внимание на особенностях произношении слов, тем быстрее вы достигнете желаемого эффекта.

Летний образовательный форум“Лето – это маленькая жизнь”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь