Михайлова Н.Н.
педагог-психолог
Коненко Е.А.
педагог-психолог
Мячина Т.Н.
тьютор
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
название – РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ ЗРЕНИЯ
Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного. Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у нормально видящего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями, педагогами, дети со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к ним из окружающего мира посредством сохранных органов чувств.
Главной целью работы педагогов групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения является обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка, с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе.
Исследования показывают, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей, находятся в прямой зависимости от степени сформированности у них мелкой моторики пальцев рук.
Осязание является одним из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребенку, имеющему проблемы со зрением, узнать признаки и свойства предметов окружающего мира.
Ведя работу по развитию осязания, мы предотвращаем вторичные отклонения в развитии: замедленный темп познавательных процессов, недостаточное развитие тонкой моторики и трудности в осуществлении предметно-практической деятельности в полном объеме. Занятия по развитию осязания оказывают положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Работа с ребенком проводится с помощью дидактических игр, которые варьируются и усложняются в зависимости от уровня развития ребенка, его психического и эмоционального состояния.
Осязательное восприятие формы.
Цель: формировать умение осязательному способу обследования, умению узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела.
Дидактические игры: «Найди такую же фигуру», «Найди фигуру, которую я назову», «Найди домик по окошку», «Угадай на ощупь и назови».
Содержание игр: Педагог дает ребенку фигуру. Ребенок обследует её, и называет. Затем педагог просит найти такую же фигуру в мешочке. После нахождения фигуры сравниваются.
Ребенок получает набор геометрических фигур. Обследует их. Педагог просит найти фигуру определенной формы (круг, квадрат, треугольник)
Педагог предлагает карточку, на которой обозначен контур фигуры, ребенку предлагается найти фигуру, закрывающей этот контур «окошко».
Ребенок сам берет из «чудесного мешочка» фигуры и называет их по очереди.
Цель: формировать умение распознавать плоскостные изображения геометрических фигур и объемные тела из различных множеств.
Дидактические игры: «Найди фигуру» (круги, квадраты, треугольники), «Чудесный мешочек», «Выбери круги»
Содержание игр: ребенок получает контуры различных фигур. Педагог просит его выбрать все треугольники (квадраты, круги). Педагог предлагает ребенку «чудесный мешочек», в котором находятся объемные геометрические тела (кубы, шары). Ребенок должен распознать фигуру и назвать.
Ребенок поочерёдно достаёт из «чудесного мешочка» заданные педагогом геометрические фигуры (Например: круги), называет их и считает количество
Цель: формировать умение сопоставлять форму предмета с геометрической фигурой и наоборот геометрическую фигуру с формой предмета
Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Узнай и назови», «Что пропало?», «Что изменилось?»
Содержание игр: педагог предоставляет по очереди трафареты геометрических фигур. Ребенок опознаёт фигуру, находит в наборе подходящую по форме и вставляет в прорезь. Педагог предлагает ребенку обследовать шар. Затем найти шар среди множества плоскостных и объемных фигур. Педагог предлагает ребенку фигуры (круг, квадрат, треугольник) расположенные на магнитной доске. Ребенок обследует и запоминает фигуры. Педагог убирает одну из фигур. Ребенок после повторного обследования называет пропавшую фигуру.
Ребенок обследует фигуры на магнитной доске, которые расположены в определенном порядке. Педагог дополняет доску ещё одной фигурой, ребенок должен определить что изменилось
Цель: формирование представлений о толщине предметов.
Дидактические игры: «Сравни столбики», «Выбери столбики».
Содержание игр: На столе у ребенка находятся два столбика, разных по толщине. Ребенок обследует и выбирает столбик по словесной инструкции педагога. Ребёнку предлагается из «чудесного мешочка» выбрать все тонкие (толстые) столбики.
Цель: формирование представлений о длине предметов.
Дидактические игры: «Сравни дорожки», «Подбери тропинку к домику».
Содержание игр: ребенку выдаются карточки, на которых наклеены две полоски разной длины. Педагог предлагает обследовать карточки и найти длинную и короткую дорожку
Цель: распознавание предметов и их контуров по величине.
Дидактические игры: «Разные квадраты», «Найди такое же колечко», «Найди пару», «Грибочки», «Две матрешки».
Содержание игр: педагог предлагает ребенку обследовать два предмета разной величины. Затем достаёт один предмет и предлагает найти такой же.
Цель: закрепление знаний о величине в памяти.
Дидактические игры: «Узнай, назови и покажи», «Какой фигуры не стало?».
Содержание игр: Ребенок получает два шарика, большой и маленький и обследует их. Затем педагог дает поочерёдно шарики ребенку и просит назвать их величину. Ребенок получает две фигуры (большую и маленькую), обследует их. Педагог убирает один фигуру и предлагает ребёнку назвать какой фигуры не стало.
Выполняя представленные задания ребенок, овладевая приёмами осязательного восприятия объектов и умением выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, может более точно представлять предметы и ориентироваться в пространстве, что позволяет ему быть более активными, любознательными, помогает лучше ориентироваться в окружающей действительности.
Список литературы:
- Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.