Синенко Оксана Юрьевна
Кайсаканова Татьяна Андреевна
воспитатели
Чахчахова Екатерина Андреевна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Чертищева Марина Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Волонтерское движение – организация, в которой есть совместные дела, где дети могут приобретать опыт взросления и ответственности.
Лучше всего будет начинать становление волонтерского движения по детской инициативе, так как это будет формировать у ребят дошкольного возраста социально-значимые качества, к которым мы можем отнести самостоятельность, инициативность, ответственность.
В воспитании важным фактором развития личности, необходимо детское движение, направленное на развитие социализации, гражданственности и развитие потенциала творчества в обществе.
На сегодняшний день волонтер или по-другому доброволец – это лицо, которое вносит свой вклад в развитие волонтерства и осуществляет волонтерскую деятельность, которая включает в себя представление помощи, какой-либо иной услуги, которая осуществляется только на благо общественности без какого-либо денежного вознаграждения.
Вопросы воспитания социальной активности личности стояли во главе угла педагогики и были отмечены еще в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинским.
Существует такое мнение между психологами, педагогами, социологами и философами, что добровольная общественная деятельность на сегодняшний день может решить многие социальные проблемы общественности.
Можно выделить основные задачи, принципы и этапы в процессе становления волонтерского движения.
Задачи для формирования социально-значимых качеств личности:
- – позитивные установки на добровольческую деятельность;
- – формирование основ для участия в волонтерском движении;
- – воспитание духовно-нравственного настроя личности с правильной жизненной позицией.
Принципы организации становления волонтерства:
- – добровольность;
- – развитие и самореализацию;
- – успех.
Этапы организации становления волонтерства:
- – социально-психический;
- – развития и продвижения мероприятий, акций;
- – перспективы дальнейшего развития самого движения.
Самой первой волонтерской помощью в дошкольном образовательном учреждении можно считать, помощь старшей группой детей младшим. В этот момент у детей формируется ощущение взрослости, появляется стремление к решению задач нового уровня, в этот момент повышается уровень самооценки ребенка волонтера. И в этот момент у детей проявляется интерес к волонтерской деятельности.
Также волонтерскую деятельность можно начать осуществлять с помощью различных акций, которые создаются для сохранения деревьев в лесу, кустарников, помощи животным, птицам, сохранением памяти о военных действиях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Воспитанники группы старшей группы совместно с воспитанниками младшей группы провели волонтерскую акцию «Кормите птиц». В ходе акции были изготовлены кормушки – птичьи столовые и были проведены беседы по кормлению птиц. Наши дети знают, что птицы – это часть природы, которую мы призваны защищать и охранять. Также активное участие в акции приняли прохожие, дети им раздали памятки и напомнили о том, что они должны принимать активное участие в жизни наших пернатых друзей.
Дошкольный возраст можно отнести к периоду становления социализации. В настоящее время становиться все более тяжелее прививать добровольчество не только детям, но и взрослым, так как сложившееся стереотипы о том, что честный человек занимающийся на благо общественности считается или чудаком или неудачником. Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерство необходимо развивать не только на уровне ДОУ, но и на уровне страны, ставя глобальные задачи.
Список литературы:
- Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
- Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
- Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.