«Развитие связной речи посредством бумагопластики у детей младшего дошкольного возраста»

0
2409

Публикация на портале «Мир дошколят»

Иванова Люция Прокопьевна

воспитатель первой категории

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»

с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)

Республика Саха (Якутия)»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

материалы в печатный сборник 

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Цель работы: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики и обосновать педагогические условия его осуществления.

Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1.Разработать и обосновать совокупность исходных положений. образующих теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

2.Раскрыть сущность и содержание развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

3.Определить критерии, показатели и уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4.Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

5.Разработать, опираясь на результаты исследования, методические рекомендации по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Новизна исследования:

-раскрыто содержание развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

-выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

-определены критерии, показатели и уровни развития связной связной речи детей младшего дошкольного возраста.

-разработан и апробирован комплекс педагогических условий обеспечивающий эффективность процесса связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Теоретическая значимость исследования: мы в своей работе опирались на труды, таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие связной речи – ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания, (описание, повествование, рассуждение). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым, у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.

Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

-развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

-происходит развитие глазомера.

Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

-она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

-активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Занятия по бумагопластике, начинают проводиться со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

Что необходимо для работы с бумагой?

Для работы нам необходима:

-цветная бумага, достаточно плотная;

-ножницы;

-кисточки для клея;

-клей и

-немного воображения.

Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики, опыт экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Работу над словом проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2. Развитие связной речи происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.

3. Все задачи развития связной речи решаются в единстве и в определенной последовательности.

4. Развитие связной речи эффективно проводится во взаимосвязи с продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и т. д.).

автор
Иванова Люция Прокопьевна, воспитатель первой категории 

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»
с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)
Республика Саха (Якутия)»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь