Экологическое образование, как среда развития детей

0
1135

Кычкина Татьяна Егоровна – воспитатель высшей категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад №104 «Ладушка» Республика Саха (Якутия)

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление о том, что человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно т. к. в это время приобретенные знания, в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения. Важнейшим условием успешной реализации такого подхода является создание условий и развивающей среды, в котором личным примером показываем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей.

Воспитательно-образовательная работа осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов деятельности: прогулок, наблюдений, игр, индивидуальных бесед с детьми. Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого создать необходимые условия в группе и на участке детского сада. В группе есть уголок природы, где можно познакомить детей с комнатными растениями. Имеется мини-лаборатория, где дети имеют возможность ознакомления с различными простейшими техническими средствами (лупа, микроскоп, магнит, весы, и т.д.); экспериментирования с песком, глиной, водой, красками.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляются папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др. Привлекаем родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок Родители принимают участие в экологическом образовании детей. Родителями были изготовили лэпбуки по временам года и макеты экосистемы: Арктика, пустыня, лес, водоем.

В рамках Года Экологии в России наши дети приняли участие в республиканском конкурсе рисунков «Мы – дети природы». В конце каждого времени года организуются выставки работ детей по изодеятельности на экологические темы: «Весна-красна», «Первоцветы», «Лето красное», «Осень золотая», «Зима», «Берегите воду», «День Земли», и др. Таким образом, экологическое воспитание способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. Заложенное отношение в детстве к миру природы, дошкольник пронесет через всю свою жизнь, что обеспечит ему легкое и непринужденное восприятие материала на уроках природоведческого характера в школе.

Список использованной литературы:

1.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2009, N 7. С. 2-5; N 11. – с. 51-54.

Рекламное сообщение     

2.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.

3.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь