РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
199

Скрыбыкина Сардана Ивановна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР детский сад «Туллукчаана»
МР Горный улус с. Магарас Республика Саха (Якутия)

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» 

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
проект

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.

 В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину? Знакомство детей с родным улусом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Республики. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного улуса, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

материалы в печатный сборник 

Актуальность: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать истории, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательный.

Цель проекта: Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в реализации воспитательно-образовательного процесса для формирования у детей духовно-нравственных, патриотических чувств и ценностей посредством национально-регионального компонента

Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:

  1. Развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой родины.
  2. Знакомство с культурой, бытом, традициями родного улуса, приобщение к народной, национальной культуре.
  3. Формирование чувства гордости за свое село, улус и его людей.
  4. -Развивать бережное отношение к селу, достопримечательностям, национальной культуре, родной природе.
  5. -Развитие интереса к обычаям, народным промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям родного села и улуса;
  6. -Воспитывать любовь и привязанность к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, своей семье, дому, детскому саду, селу. Прививать чувство патриотизма.

Гипотеза: если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей малой родине, природе, приобщать к народным традициям, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.

Участники проекта: дети группы, родители, педагоги ДОУ

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

  • – создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • – тематические занятия;
  • -беседы о Республике, о родном улусе, о природе родного улуса, о знаменитых земляках, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, слайдов, целенаправленные игры;
  • – взаимодействие с родителями;
  • -взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

  • – подбор методической литературы по теме проекта.
  • – планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  • – создание условий и обогащение предметно-развивающей среды.
  • – работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  1. Основной этап:
  • – беседы «Мой Горный улус», «Дом, в котором я живу», «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «Якутская посуда», «Национальная одежда», «Якутские узоры и орнаменты»,
  • – сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, театрализованные игры.
  • – просмотр слайдов: «Работы и изделия народных мастеров с. Магарас», «Промыслы России», «Народные костюмы», «Традиции и праздники народов России», «Национальная кухня Якутии», «Национальная одежда», «Национальная посуда».
  • – изготовление авторских дидактических игр лото: «Өбүгэм оһуора кэппсиир», «Саха эйгэтэ», «Игры Манчаары». «Найди флаг республики», «Сложи узор», «Продолжи ряд», «Одень куклу», «Моя малая Родина-Якутия»

– чтение художественной литературы, отгадывание загадок, слушание музыки.

Основные тематические блоки работы педагога с детьми, педагогами, родителями:

1 блок. Моя семья, мой детский сад, Мой улус.

2 блок. Природа моего улуса

3 блок. Народная культура и творчество

1.Блок «Моя семья, мой детский сад, мой улус»

Реализация проекта:

  • Беседа: «Флаг, герб и гимн Горного улуса»
  • – Тематическая выставка «Моя семья»
  • – Создание семейного герба.
  • – Создание Родословного Древа
  • -Конкурс стихотворений «Мой детский сад»
  • -Выставка рисунков и поделок «Мой дом, моя крепость», «Мой детский сад», «Моя дружная семья»
  • -Стенгазета «Моя семья»
  • – Фотовыставка профессии родителей
  • – Создание Маршрута дом, детский сад
  • – Беседа «Улицы нашего села» (название и расположение)
  • – Целевая прогулка «По улицам села»
  • – Рисование на тему: «Дома на нашей улице»
  • Макеты для НОД «Сенокос», «Фермер», «Булчут кутаата»

2.Блок Природа моего улуса

Реализация проекта:

  • -Создание центра «Булчут кутаата»;
  • – Формирование знаний о полевых цветах, растущих на лугу и алаасах;
  • – Альбом раскраска «Туелбэм эмтээх отторо»;
  • – Альбом «Билгэлэр»;
  • – Создание лэпбука «Лось»
  • -Рисование, поделки на тему «Символ Горного улуса лось»
  • – Просмотр презентации «Природа нашего улуса»
  • – Создание с детьми плаката на тему: «Берегите природу!»
  • -Участие на НПК «Хочу всё знать»: на темы «Туллуктар», «Тайах», «Саха сирин отонноро», «Сибэккилэр».
  • – Беседа-встреча, экскурсия на звероферму

3 Блок. Народная культура и творчество

Реализация проекта:

  • -Студия моды «Сардаана»
  • -Организация мини-музея в группе
  • -Просмотр слайдов «Работы и изделия народных мастеров нашего села Магарас»
  • -Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Народные промыслы», «Ателье».
  • – Авторские дидактические игры-лото: «Өбүгэм оһуора кэппсиир», «Саха эйгэтэ», «Игры Манчаары».
  • -Настольная игра пазлы «Мой Горный улус»
  • -Знакомство с достопримечательностями села и улуса, их историей.
  • – Конструирование на тему: «Достопримечательности улуса и села».
  • – Художественно-эстетическая деятельность; рисование, лепка, аппликация, чтение стихов, пение
  • -Выставка работ

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

  • – консультации; «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Как знакомить ребенка с родным краем».
  • – анкетирование «Патриотическое воспитание ребенка».
  • – привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды (изготовление атрибутов к показу мод -коллекция «Отоннор», «Лесные ягоды»)

3.Заключительный этап:

  • – обобщение педагогического опыта
  • – публикация работы в СМИ, образовательных сайтах
  • – выступление на педсовете и презентация проекта
  • – оформление методических рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ
  • – выставка детских работ. показ моды студии

Предполагаемый результат:

Дети:

  • -У дошкольников повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного улуса;
  • – У детей появился интерес к народному промыслу и культуре, истории села и улуса, к местной художественной литературе, природным богатствам родного улуса;
  • – Представления о родном селе стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • -Участие детей в творческих конкурсах различного уровня

Родители:

Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.

Заключение:

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Развивающая среда и условия, созданные в группе, способствовали развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Создание мини-музея «Мой Горный улус» и «Символ Горного улуса лось» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта и природного ресурса. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному улусу, его истории, традициям, уважающими достижения своих земляков, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Список литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005
  2. Козлова С.А. Мой мир-М; – Сфера,2000
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М, Сфера, 2004
  4. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь