Костырина Наталия Владимировна
Говорова Инна Дмитриевна
Шарова Анастасия Геннадиевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Березка»
г. Старый Оскол Белгородской области
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
ДЕТСКИЙ САД – НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТА
Тема патриотизма – ныне жгучая и важная тема для нашего времени. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования нравственно-патриотических чувств и качеств являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей семье, окружению, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам, детскому саду, родной природе. Осознание себя, как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к его символике – флагу, гербу, (гимну). Воспитание уважения к своему народу.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах Родины;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для реализации выше указанных задач мною была проведена следующая работа:
- Занятия: «Моя семья», «Хлеб – всему голова».
- Беседы: «Символика нашей страны», «Президент РФ», «Важные профессии», «Как надо здороваться», «Ты – часть природы», «Откуда хлеб пришёл».
- Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Составь флаг», «В магазине»; «Профессии».
- Чтение художественной литературы, развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под – между (флаг)», «Найди отличия».
- Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».
- Заучивание пословиц.
Мне бы хотелось подробнее рассказать о некоторых мероприятиях, которые были проведены в течение года с воспитанниками группы.
Беседа по теме: «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
- В этот день ребята принесли семейные альбомы, подготовив рассказ о своей семье, традициях.
- Рассказывали интересные истории из жизни своей семьи.
- Так же была проведена беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей дома».
- Чтение стихов и рассказов о семье.
- Рисование на тему «Моя дружная семья»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
- Фотовыставка «Мои любимые бабушки и дедушки»
- Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду»
Со стороны родителей также была оказана помощь: они подготовили генеалогическое дерево своего рода, подготовили забавные фотографии: я младенец, я брат/сестра, мои родители…
Также был проведен цикл бесед и экскурсий под названием «Мой любимый детский сад».
- Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
- Чтение стихов о детском саде.
- Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
- Труд по уборке листьев на участке детского сада.
- Дидактические игры «По дороге в детский сад», «Готовимся к школе».
- Театрализованная игра «Мои друзья в детском саду»
- Целевая прогулка «Самый лучший садик – наш!»
- Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Была проведена акция: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Ребята совместно с родителями позаботились о птицах, смастерив необыкновенные кормушки, а главное – поговорили о добре и благотворительности.
Уходит и теряется многое, время не щадит человека. Но дошло до нас от наших предков великое чувство патриотизма. И я верю, что мои ученики, наши, уважаемые коллеги, ученики будут уважать, хранить, беречь и преумножать то, что создано руками их предков, что завещано и передано им по наследству. И давайте делать для этого все от нас зависящее!