Развитие креативной личности дошкольников в летний оздоровительный период средствами театрализованной деятельности

0
962

Косарева Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 47 «Лесовичок»
Старооскольского городского округа

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

 

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные гипотезы и идеи, этому способствует развитие творческих способностей у детей в процессе театрализованной деятельности.

материалы в печатный сборник 

Летний оздоровительный период – благодатная пора для организации театрализованных игр и постановок с использованием природного окружения в его естественном состоянии. Дошкольники летом проводили на свежем воздухе в хорошую погоду до 8 часов, и вся образовательная деятельность перемещалась на участок детского сада. Для каждого ребенка предоставлялась возможность в проявлении своего театрального творческого потенциала при непосредственном организаторском участии педагога. Театрально-игровая деятельность развивала художественный вкус, декламационные и творческие способности, формировала чувство коллективизма, развивала память.

Уже в младшей группе воспитатель упражняла малышей в разыгрывании знакомых сказок, потешек, народных песенок, небольших занимательных сценок, используя при этом игрушки, пальчиковый театр. Педагог читала литературное произведение, а дети подражали действиям героев. Естественная природная среда выступала как театральная декорация. Например, при чтении стихотворения А. Барто дети имитировали ходьбу бычка по тонкой жердочке, раскачиваясь и проговаривая текст. Затем дети обыгрывали персонажи произведений в играх-импровизациях («Цыпленок» К.Чуковского). Постепенно малыши переходили к инсценированию знакомых потешек, песенок, сказок: «Кисонька-мурысонька», «Курочка Ряба», «Колобок» и другие.

Используя склонность детей к подражанию, педагог предлагала детям прислушаться к природным звукам живой и неживой природы, добивалась выразительной имитации их голосом. Например, дети, изображая ветер, надували щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяла ребёнку вступать в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

В среднем возрасте дошкольники увлечены играми-драматизациями. В летний период наиболее уместна драматизация таких произведений как «Гуси – лебеди», «Лиса и волк», по сказке В. Сутеева «Под грибом». Особенно понятна дошкольникам 4-5 лет сказка «Под грибом». Наблюдая за ростом растений после дождя и ростом гриба на прогулке в парк, детям стала понятна ее концовка. Убедительность и выразительность перевоплощения каждого персонажа произведения напрямую зависела от первоначальной наглядности. Особенно это важно для дошкольников младшего и среднего возраста, когда воображение только развивается. Окружающая природа способствовала проявлению у детей творческого потенциала. Так воспитатель предлагала детям игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрализованные игры тесно переплетались не только с сюжетно-ролевыми, но и подвижными играми. Например, при проведении игры-драматизации «Зайцы и волк» дети учились действовать в соответствии с текстом и взятой на себя роли.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель при организации театрализованной деятельности на свежем воздухе опиралась на уже полученный опыт в течение учебного года, обогащала его посредством предоставления дошкольникам самостоятельности при выборе персонажей,  природных декораций, а также проявлению эмоциональности того или иного героя. Этому способствовали этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я делаю», «Отгадай, где я», «Зайчик прячется от волка» и др. В играх-драматизациях дети старшего возраста более выразительно передали образы героев, сами придумывали сказки-спектакли, договаривались, распределяли роли. С большим воодушевлением показывали спектакли малышам, среди которых «Жихарка», «Три поросёнка», «Теремок».

Дети продолжали совершенствовать свои исполнительские умения, развивали чувство партнёрства. Проводились прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проводили такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, воспитатель побуждала детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать. Так, дети переиначивали начало и концовки знакомых сюжетов, придумывали новые обстоятельства, в которые попадал герой, вводили в действие новых персонажей. Например, сказка «Теремок», «По щучьему велению». Использовали мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий (Например, этюды на угадывание животного, действия человека).

В процессе театрализованной деятельности складывалось особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развивались общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

В поведении дошкольников наметилась положительная динамика в проявлении творческой инициативы и активности во всех видах деятельности. Дошкольники научились бесконфликтно договариваться между собой при организации игр, дежурств, выполнении поручений.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь