РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ

0
1366

Чугай Татьяна Ивановна
Яцуха Ирина Васильевна
воспитатели группы компенсирующей направленности
Левченко Ольга Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особенная группа, требующая внимания и подхода к воспитанию и обучению. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, моторики, эмоциональной и волевой сферы. Дети с ОВЗ испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, что тормозит их личностное развитие. Умение общаться и взаимодействовать с окружающими огромно, и нарушение этих качеств – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Речь у детей с ОВЗ формируется затруднённо, с запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, не умеют строить предложения и диалоги. У таких детей недоразвита связная речь, они говорят отдельными фразами, не могут излагать ь свои мысли, что затрудняет их общение. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации. Поэтому педагоги подбирают самые эффективные методы и технологии коррекционной работы с детьми.

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются разные технологии, такие как артикуляционная и пальчиковая гимнастики, моделирование, мнемотехника, сказкотерапия, Триз, логоритмика. Логоритмика является основным необходимым средством обучения детей с ОВЗ с речевыми нарушениями. Логоритмика используются не только в организованной деятельности и режимных моментах, но и максимально в совместной деятельности воспитателей, логопеда и детей с учетом степени речевого нарушения и специфики его проявления, самостоятельной деятельности дошкольников в течение дня.

Основная дидактическая задача данного метода не обучение конкретным действиям, а усвоение ребёнком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала средствами движения, музыки и слова «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Рекламное сообщение     

Для успешного взаимодействия с детьми, которые неконтактны, малоразговорчивы, не активны в общении проводятся игры с элементами психогимнастики «Ты – мне, я – тебе», «Кто позвал?», «Доскажи словечко», «Цепочка». Учитель-логопед индивидуально, а потом по подгруппам на своих занятиях разучивает логоритмические упражнения на закрепление звуковой и слоговой структуры слова, грамматического строения предложений и связной речи. С детьми она использует схемы составления предложений, чтобы потом ребенок смог сам правильно задать вопрос, ответить на него полным предложением. Проводятся игры типа: «Что сначала, что потом», «Доскажи правильно», «Построй предложение» и т.д. Детям это позволяет самостоятельно высказываться, составлять связные рассказы, сначала по схемам, алгоритмам, а затем по картине, самостоятельно, творчески по памяти.

Далее по заданиям логопеда воспитатели продолжают разучивать комплекс упражнений, закрепляют в игровой деятельности, в организованной деятельности, в режимных моментах. Логоритмические упражнения подбираются согласно возрастным возможностям, с учетом психомоторных особенностей детей, по лексическим темам. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала. Игровые занятия строятся с учетом последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Работа проводится как индивидуально, так по подгруппам и коллективно.

Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Во время логоритмики развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности. Применение логоритмики способствует формированию и развитию связной речи, коммуникативных возможностей (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры). Групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений. У детей с ограниченными возможностями развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и педагогами.

Таким образом, логоритмика – это эффективная форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ и активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, настроение, на моторику, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга. Логоритмика развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Способствует развитию связной речи, коммуникативных умений и навыков общения.

Список литературы:

  • Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями /В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 70с.
  • Володина В.С. Логопедический альбом по развитию речи, Москва, 2005г.
  • Кныш В. А, Комар И. И «Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников» Минск, 2009г.
  • Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция», М.: Просвещение, 1992.
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2009г.
  • Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: «Гном – Пресс», 1999.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь