РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ (НАРУШЕНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ) ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ПРАКСИСА И ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

0
996

 

 

Солдатова Ольга Ивановна

Литвинова Татьяна Даниловна

Харина Марина Анатолиевна

воспитатели

МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»

материалы в печатный сборник 

Старооскольского городского округа

 

В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный образ жизни и вредные привычки родителей, ошибки врачей, и многие другие факторы приводят к тому, что, к сожалению, больных детей рождается всё больше. В 2 года эти дети приходят к нам в детские сады. Работать с ними трудно. Но порой от воспитателя зависит улучшение здоровья ребёнка больше, чем от врача или родителей.

Дети с ОВЗ отличаются от своих сверстников: отстают по развитию, и по состоянию здоровья. Зрение это – самый важный дар, данный человеку. Иметь плохое зрение, это большое горе. И наша задача улучшить зрение детей, активизировать речь. Дошкольный возраст самый сензитивный период, когда ребёнок растёт и развивается. Ещё Сухомлинский говорил, что зрение и речь находятся у ребёнка на кончиках пальцев. Чем больше развивать пальчики, тем успешнее будет улучшаться зрение и речь ребёнка. Процесс этот непрерывный, он требует больших усилий от всех участников процесса. В основном проблему замечают, когда сверстники ребёнка начали говорить. Родители обращаются к специалистам и слышат неутешительные диагнозы.

Учёными доказано, что у детей с ОВЗ действия рукой, ладонью, пальчиками имеют неоценимое значение на мозг. Наши учёные тоже занимались этими проблемами. Например, Кольцова М.М. доказала, что каждый пальчик человека имеет своё представительство в коре головного мозга, поэтому работу по развитию мелкой моторики надо начинать как можно раньше и проводить её систематически, упражнять ручки ребёнка несколько раз в день. Работа эта кропотливая и требует огромного разнообразия материала.

Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт – терапия.

Ознакомившись с методической литературой, материалами интернета по этой теме мы часто используем элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками. Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем, все они важные и полезные. Но вместить всё в рамках одной статьи просто не реально.

Таким образом, для коррекции зрения и развития речи детей мы используем игротерапию.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Важно, что для игротерапии не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи.

Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. В работе мы применяем нетрадиционное и традиционное оборудование и пособия, как купленные, так и сделанные своими руками или с помощью родителей.

Мы в своей работе занимаемся пальчиковыми играми и упражнениями несколько раз в день, коррекционная работа выделена в режиме дня, как обязательная деятельность дошколят. Работа это ведётся по отдельному плану и на специальных тренажёрах и пособиях.

Естественно, чтобы добиться результатов, надо прежде всего, к этой работе приобщить родителей, объяснить им значимость таких занятий для их ребёнка, увлечь их, сделать своими союзниками и помощниками. Над чем мы постоянно работаем. Стараемся убедить родителей, что с малышами работа должна вестись постоянно, в системе, в непринуждённой игровой обстановке. Допустим, собирает мама малыша в детский сад, надо проявить немного терпения, пусть он оденется сам: застегнёт пуговицы, молнию и так далее, в процессе этих действий формируется, совершенствуется ловкость, цепкость пальчиков.

К сожалению, сейчас всё меньше одежды и обуви на шнурочках, крючочках, застёжках, пуговицах, завязках и так далее. Одеваясь и раздеваясь, дети развивали бы свои пальчики несколько раз в день. А сейчас липучки да молнии, никаких усилий. Для развития мелкой мускулатуры рук имеется большой арсенал разнообразных игр и упражнений. Их невозможно перечислить, но о некоторых просто нельзя не сказать.

Пальчиковые игры и упражнения. Их роль просто бесценна в развитии мелкой моторики рук маленьких дошколят.

ШАЛУН

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила. (чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала, (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому – не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

ДЕТКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише, не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

ПО ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

ПАЛЬЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран. (загибать поочерёдно пальчики)

ПАСТУШОК

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду. (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала. (хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

И многие другие.

Пальчиковые игры с предметами, например, с прищепками.

Цель: активизируются зрительно- речевые центры, расширяется сенсорный опыт детей, развивается мелкая мускулатура рук. Воспитатель показывает детям тучку, вырезанную из картона, и предлагает «сделать» дождик. Дети прикрепляют прищепки к тучке. Таким же образом «Солнышко и лучики».

Хорошая игра «Складывание в бутылочку». Маленькие дошкольники с удовольствием бросают мелкие предметы в бутылочки, заглядывают, попало ли это в бутылку, покрутят её, повертят. Это упражнение очень полезно для согласования действий глазодвигательной координации с мелкой мускулатурой рук. И тактильными ощущениями.

Замечательный эффект даёт игра в «Пальчиковый бассейн», когда малыш опускает ручки в ёмкости с крупой (рис, гречка, пшено, фасоль, горох), шевелит там пальчиками, которые получают очень эффективный массаж, который способствует развитию точности и координация движений, а также тактильных ощущений. Незаменимы в этом случае различные мозаики: разные по форме, цвету и по размерам. К сожалению, невозможно, даже коротко рассказать о многообразии работы по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений и их бесценной пользы для развития зрения и речи. Но главное условие для всех видов работы с малышами, это чтобы они были сыты, здоровы и в хорошем настроении, тогда успех гарантирован.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь