Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использовании проектной деятельности

0
784

Горожанкина Юлия Игоревна
Дорохина Елена Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольский городской округ

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде

 Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использовании проектной деятельности

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Но происходит это только при одном условии: если взрослые (педагоги, родители), воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.

Таким образом, основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

материалы в печатный сборник 

В связи с тем, что мы живём в городе, в котором находится множество предприятий, загрязняющих окружающую среду, нас заинтересовал вопрос о формировании правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.  Поэтому перед педагогами стала задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, образовательной деятельности ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.

В работе над экологическим воспитанием нами применяются различные формы и методы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: метод проекта, систематизированное наблюдение, фиксация наблюдения, проведение опытов, экспериментов. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности педагогами тщательно продумывается и организуется предметная среда таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

В группе создан центр науки, в который входит уголок природы. Так как наилучшим способом овладения знаниями и умениями является непосредственный контакт с объектами природы, то уголок природы просто необходим. Содержатся комнатные растения в группе в соответствии с их биологическими потребностями, условиями происхождения. Организация и оборудование уголка природы в группе продуманно так, что позволяет проводить многообразные наблюдения объектов природы, фиксировать наблюдения, обсуждать увиденное, осуществлять различные виды деятельности. Дети осуществляют уход за объектами природы. Свои впечатления они отображают в разных формах художественной и игровой деятельности. Так же создана экологическая мини-лаборатория («огород на окне»), разработана база экологических игр для дошкольников 3-7 лет, подобрана картотека книг по экологической культуре дошкольников.

Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике – интегрированный подход. Однако элементы экологических знаний дети получают и на занятиях по математике, и по музыке, по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с художественной литературой.

Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных. Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать, как можно больше.

Работа по исследовательской и экспериментальной деятельности проводится как отдельно на занятиях познавательного цикла, так и в процессе реализации различных проектов. В своей работе мы совместно с детьми реализовали проекты: «Весна на подоконнике», где дети наблюдали за набуханием почек на срезанных веточках тополя, «Наша планета Земля» – о планете Земля, о её природе, о бережном отношении к ней, и совместный с родителями проект «В мире комнатных растений».  Также был реализован проект «Наш цветочек аленький», где дети узнали, что первый весенний цветок может зацвести в зимний период в горшке на подоконнике. Участвуя в Муниципальной акции «Мой зелёный дом» у воспитанников сформировалось умение жить в гармонии с природой, не вредить ей, а также познакомились с Красной книгой цветов родного края, получили знания о лекарственных растениях. Наши воспитанники принимали участие в международной акции «Кормушка для пичужки». Дети совместно с родителями смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц зимой.

Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители – первые люди, которым доверяет ребёнок.

Работа над развитием экологической культуры детей включает в себя деятельность всех участников образовательных отношений: педагога, детей, родителей. Решение вопросов экологического воспитания детей, нахождение общих правильных ответов мы проводим в двух направлениях:

  • педагог-родитель;
  • педагог-ребёнок-родитель;

Для организации эффективного сотрудничества в рамках экологической культуры детей, с родителями проводим анкетирование, родительские собрания, родители принимают участие в акциях, оказывают помощь в создании развивающей среды детского сада, тематических выставках поделок, в конкурсах рисунков о природе.

          Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и вносят в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

За годы работы мы убедились, что систематическая работа по экологическому воспитанию детей даёт положительные результаты. У детей сформированы основы экологической культуры посредством проектной деятельности; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; практическим путём ребята получают знания, умения и навыки по охране природы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь