Развитие интегративных качеств старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Татьяна Николаевна Лариошкина
МБДОУ № 31 “Колокольчик”
музыкальный руководитель

 

Одним из самых популярных и увлекательных видов детской деятельности является театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать психолого-педагогические цели и задачи всех образовательных областей, а это значит, средствами театрализованной деятельности формируются интегративные качества ребенка.

Содержание основной общеобразовательной Программы нашего образовательного учреждения предполагает включение в ее вариативную часть образовательной  области «Театр», которая расширяет возможности образовательного процесса разностороннего развития детей с учетом их индивидуального потенциала. Кроме этого, образовательная область «Театр» углубляет содержание образовательной области «Музыка» и направлена на развитие музыкально-художественного творчества детей, приобщение к музыкальному искусству.

Рекламное сообщение

За счет чего это достигается?

За счет системы образовательной работы с детьми.

Минимальной единицей образовательной деятельности является система определенных норм и правил, обеспечивающих поддержку детской инициативы, создающих соответствующий эмоциональный фон развивающей ситуации, как стимула активной деятельности каждого ребенка, способствующих осознанию произведения (музыкального или литературного). При этом ребенок выступает как полноправный участник процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.

Встреча с литературно-музыкальным произведением организовывается как коммуникативное событие. В этой ситуации педагог остается рядом с ребенком, а не по «другую сторону» произведения. Его задача – выстроить педагогические условия таким образом, чтобы позволить начинающему «таланту» «самостоятельно “прочитать” произведение», понять и почувствовать его.

Процессу развития и совершенствования творческих музыкальных способностей, а также культурное их обеспечение способствует проживание детьми мира литературно – музыкального произведения, а, значит, ставит детей в творческую позицию.

Таким образом, с учетом специфики литературного произведения требуется определенная система работы с текстом произведения. В этой системе выделяются две группы условий.

Одна группа – материальные условия, которые связаны:

  • с местом организации музыкальной деятельности детей;
  • со спецификой литературного произведения: его жанром, характером, языком;
  • с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • с особенностями взрослого (педагога, родителя), его ценностями, предпочтениями;
  • со сложившимися взаимоотношениями взрослых и детей;
  • с материально-техническими и учебно-дидактическими условиями организации работы по музыкальному развитию.

С другой стороны, этому коммуникативному событию присущи особые идеальные условия – это те эмоциональные переживания, чувства, которые возникают у участников образовательного процесса.

Эти две группы условий начинают взаимодействовать за счет тех способов деятельности, которые организует педагог. Таким образом, ребенок, и взрослый в нем равноправные субъекты.

Для меня, как педагога важно понять замысел произведения: и тогда цель действий – постепенное «втягивание» ребенка в содержательное пространство литературного произведения.

Образовательный результат – рефлексия детьми собственных интересов, способностей, возможностей.

Далее ребенок входит в пространство литературного произведения, оно нормирует представления детей: дети слушают текст, разговаривают о том, как они его поняли, почувствовали. Здесь же я рассказываю и показываю отрывки из данного литературного произведения. И здесь не важна не столько последовательность, сколько те элементы произведения, которые запомнились, стали близки ребенку. Это те элементы содержания, смыслы, которые связаны с его жизненным опытом, вызвали его чувства и эмоции.

Образовательный результат – культура узнавания, культура сопереживания.

Цель моей деятельности – создание условий для активной деятельности ребенка в пространстве преобразования услышанного текста произведения.

Это может быть театральная постановка или элемент ее, танец, озвучивание текста реплики, движение и т.д.

Важно, чтобы у детей была возможность выбора того, что он будет делать и как.

Образовательный результат – культура интерпретации произведения, культура сотворчества (замысел автора – замысел ребенка, выразительные средства автора – выразительные средства ребенка и т.д.), позволяющие проявить собственное прочтение произведения, активно осваивать творческое пространство, реально проявлять свои творческие способности.

Таким образом, в данном подходе к организации работы с детьми в театральной студии выделяется две группы условий.

1 группа условий – материальные условия, характеризующиеся объективными свойствами образовательной ситуации.

2 группа условий – идеальные условия, характеризующиеся субъектными свойствами образовательной ситуации.

Встреча с музыкальным произведением организуется как коммуникативное событие, обеспечивающее процесс развития творческих способностей детей. Оно имеет свои цели, свой образовательный результат, реализация которых обеспечивается профессиональными действиями педагога. Формами предъявления этих результатов или, другими словами, достижений наших воспитанников являются успешные выступления на различных праздниках, развлечениях, концертах нашего ДОУ, а также фестивалях, конкурсах, как в рамках детского сада, так и на муниципальном уровне.

Здесь в полной мере и проявляются личностные качества детей.

За годы многие выпускники нашего ДОУ продолжают успешно занимаются в школе искусств, участвуют в фестивалях и конкурсах не только городского, но и краевого и даже российского уровня, становятся дипломантами и победителями многих фестивалей и конкурсов.

Не исключением является и нынешний год: воспитанники нашей театральной студии «Колокольчик» представляли музыкальную постановку по мотивам русского народного фольклора «Дудочка – звонокогудочка» на ежегодном городском Фестивале музыкально – театрализованных представлений «Калейдоскоп сказок». В постановке участвовали дети от 5 до 7 лет.

На примере этого фестиваля можно сделать вывод о том, что здесь в полной мере и реализуются музыкально–театральные способности детей, их индивидуальные и личностные качества, а значит, и интегративные качества каждого ребенка.

 

 

 

 

ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ НА ПОРТАЛ

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь