РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО- ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
1106

 

Головина Елена Анатольевна

музыкальный руководитель

Веденина Оксана Викторовна

Колесник Екатерина Сергеевна

воспитатели

МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»

материалы в печатный сборник 

Старооскольского городского округа

 

В настоящее время всё больше волнует проблема связи чувств и разума, чувственного и правильного, их взаимосвязь и взаимообусловленность. В дошкольном возрасте чувственное развитие превосходит интеллектуальное.

Именно поэтому одним из самых волнующих вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т.e. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

В Соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Для формирования целостно-смыслового восприятия музыкальных произведений у детей дошкольного возраста служат все виды музыкальной деятельности. Одним из важных средств развития эмоционального интеллекта у детей является музыкально-театральная деятельность.

В нашем детском саду, особое внимание уделяется развитию у детей театрально-музыкальных способностей и художественно-эстетического вкуса. Способы, через которые мы привлекаем детей к музыкально – театральной деятельности являются очень важными в эмоциональном развитии детей. Игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Музыкально – театрализованная игра – как один из ее видов является эффективным средством развития целостно – смыслового восприятия дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной деятельности развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, фантазию, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие связной и эмоционально – окрашенной детской речи. Театрализованную игру делят на две группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, сам создает сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, то есть организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок – режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста.

Таким образом, понятие «режиссерская игра» связано с понятием «театральность». Например, игра «Зоопарк» направлена на развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов; «Погружение в сказку», направлена на умение создавать воображаемую ситуацию при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации; «Интересные эпизоды из сказки», направлены на умение проигрывать отрывки из сказки; игра «Гуси – лебеди способствует совершенствованию навыков детей в умении управлять куклами; совершенствовать исполнительское мастерство.

Игры – драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. «Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей».

Поэтому в процессе обучения должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают себя кем–то, теневой театр, а так же мимика и жест в песне, при чтении поэзии и литературных текстов, например: «Рукавичка», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», «Заюшкина избушка», музыкальная сказка «Цыпленок» К. И. Чуковского и т.д.

Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Участвуя в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство.

Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь