Васильева Юлия Петровна
воспитатель
МБДОУ Д/с №163
г. Чебоксары, Чувашской Республики
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ В.Г. ПЕРОВА «ТРОЙКА»
конспект занятия
Программное содержание:
- Познакомить детей с творчеством В.Г. Перова.
- Обучать их умению понимать, что изображено на картине, о чем художник рассказал в своем произведении
- Учить воспринимать и оценивать художественные средства (цвет, композиция)
- Продолжать формирование у детей эстетическое видение. Развивать наблюдательность, умение сопереживать.
- Выделять средства изображения различных движений человека, передающих его настроение.
- Воспитывать интерес к изобразительному искусству
- Активизировать в речи детей слово: мастеровые
Предварительная работа: Проведение дидактических упражнений типа:
«Кому какой шар?», «Угадай название»; чтение произведений А.П. Чехова
«Ванька» (отрывок); экскурсия в художественный салон «Радуга»; музыкально-дидактическая игра «Напой по настроению».
Ход занятия.
В начале занятия воспитатель (на ней берет, галстук) обращает внимание детей на себя.
- Дети, посмотрите на меня, вы меня узнаете? Кто догадался, кто я? Я художник с волшебной кисточкой.
Воспитатель (художник) превращает детей, касаясь волшебной кистью в разноцветные цветочки.
Игра «Составь букет»
Разделив детей на две подгруппы, воспитатель с одной подгруппой детей отправляется в зал.
Дидактическое упражнение «Угадай название» После чего дети садятся на стулья полукругом.
Знакомство с творчеством В.Г. Перова
- Показ портрета художника.
- Знакомство и показ картин Перова «Тройка»
Вопросы по картине:
– Как вы думаете, богатые или бедные дети здесь нарисованы? Почему вы так решили?
– Давайте рассмотрим их одежду. Что можно сказать о ней? (изорванная, убогая, с чужого плеча) – Что тянут дети?
– В какое время происходит действие?
– Как вы догадались?
– Что можно сказать о погоде?
– Василий Григорьевич изобразил холодный зимний вечер. Трое обездоленных ребятишек тянут салазки с огромной бочкой.
– А что там в бочке?
– Это дети «мастеровые». Родители этих детей отдали их какому-то мастеру, чтобы обучили их ремеслу. И вот мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. Вот и этот послал в такой день привести бочку воды.
– Дети, как вы думаете, почему одежда распахнута, шарф будто летит (холодный, ветреный день)
– Посмотрите, кто еще здесь нарисован? (собака)
– Она единственный друг детей, хочет им помочь. Она бежит вперед. А дети её не слышат. Им очень тяжело везти бочку с водой.
– Как вы догадались? (Крайний мальчик так согнулся, кажется, сейчас он упадет)
– А что можно сказать о мальчике посередине?
– Дети, скажите, какие краски использовал художник? (холодные, серокоричневые, мрачновато-грязные)
Вхождение в «картину»
– Дети, подойдите ко мне ближе и представьте себе, что мы оказались там на Московской улице.
– Что вам хочется сделать?
– А что вы там увидели, услышали?
– Дети, разрешите, я скажу, что вдруг мне захотелось сделать. Мне захотелось превратить их в тройку лошадей, сильных лошадей, чтобы им не было так тяжело везти эту бочку, а потом снова расколдовать их в прежних детей.
– Вам жалко этих детей?
– Дети, помните в начале нашей беседы я говорила вам, что познакомлю вас с картиной великого художника. Вы со мной согласны?
– В.Г. Перов сумел затронуть наши сердца через картину. Это, конечно, не подлинник, а копия картины. Настоящая картина висит в Третьяковской галерее в Москве. А чтобы люди знакомились с картинами великих художников, выпускают такие репродукции, а еще они бывают в виде слайдов.
Просмотр слайдов
– Дети, вам понравилась картина Перова? Как она называется? Кто на ней изображены? (Дети мастеровые)
– Мы с вами узнали, какое трудное детство было у наших прапрабабушек и прадедушек. Сейчас же все дети живут с родителями. Дети ходят в школу, детский сад. И у нас с вами совсем другое детство.
Мысленное создание собственной картины с названием «Детство».
– Я снова возьму свою волшебную кисточку и превращу вас в художников. Воспитатель прикрепляет им «банты-галстуки» художника. Дети кратко рассказывают о своей картине.
Воспитатель хвалит детей и предлагает в группе (по желанию) нарисовать свою картину на бумаге.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ