Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»
Дмитриева Татьяна Александровна
музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад «Светлячок»
р.п. Юрты
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: способствовать развитию творческих способностей воспитанников в различных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
Обогащать музыкальные впечатления воспитанников через слушание музыкальных произведений; закрепление понятия «Музыкальные жанры»; учить самостоятельно выкладывать ритмические формулы, прохлопывать их и дирижировать.
Развивающие задачи:
Развивать музыкально-ритмический слух через музыкально-ритмическую игру «Дирижер».
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи; воспитывать эмоционально-ценностное отношения к музыке.
Предварительная работа с воспитанниками: на предыдущих музыкальных занятиях изучены виды музыкальных жанров: «Песня», «Танец», «Марш», по каждому из музыкальных жанров прослушаны музыкальные произведения, проведена беседа о различиях между жанрами и характерах музыкальных произведений; изучены виды звуков (короткие и длинные), составляли ритмические формулы.
Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, проектор, пианино; интерактивная презентация; интерактивная дидактическая игра, музыкальные инструменты, дирижерская палочка, ритмические карточки, фланеграф, фонограммы музыкальных произведений, ноты песен, музыкальные произведения.
Ход занятия:
Под музыку дети входят и садятся на стульчики.
Музыкальное приветствие: попевка «Здравствуйте»
На экране появляется заставка – видеозвонок по WhatsApp от Королевы Музы (расстроенная)
МР: Здравствуйте, Королева Муза! Что-то случилось?
Муза: Здравствуйте, Татьяна Александровна и ребята! В моей стране случилась большая беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все города моей страны. Исчезли все музыкальные звуки и ритмы. В стране Музыки мрак и тишина. Помогите мне наполнить страну музыкой.
М.Р: Конечно, мы тебе поможем! Вы согласны, ребята? А как нам до тебя добраться?
Муза: Сейчас я вам отправлю карту, на которой обозначены заколдованные города. Вам нужно их расколдовать и добраться до дворца злой волшебницы, чтобы победить ее. В каждом городе вы найдете волшебные нотки, вы соберете их вместе и получиться веселая танцевальная мелодия, которую очень боится волшебница Пауза. Очень прошу вас, помогите моей стране!
На экране появляется сообщение и открывается карта.
М.Р.: Ребята, посмотрите, сначала нам нужно добраться в город, который называется Ритм (показывает на карте). Путь туда лежит через дремучий лес. Чтобы через него пройти, внимательно слушайте музыку и выполняйте движения.
На экране появляется слайд с картинкой «Дремучий лес»
Музыкально-ритмические движения: «Бодрый шаг», «Прыжки через воображаемые препятствия», «Галоп».
На экране появляется картинка с домиками, выстроенными ритмическими цепочками.
М.Р: Заколдованный лес остался позади и перед нами город Ритм. Как же нам его расколдовать? Ребята, как вы думаете? Что нам нужно сделать?
Ответы детей.
М.Р.: Правильно, большие и маленькие дома этого города – это короткие и длинные звуки (ТА и ТИ), а улицы, на которых они стоят – это ритмические цепочки. И чтобы восстановить эти улочки нам нужно составить ритмические формулы и сыграть их в оркестре, а, чтобы нам не сбиться с ритма, нам нужен тот, кто будет руководить нашим оркестром. Ребята, а вы знаете, как называется руководитель оркестра?
Ответы детей.
На экране появляется картинка – Дирижер.
М.Р: Это дирижер – это музыкальная профессия, руководит оркестром. Я предлагаю вам побыть дирижерами и поруководить нашим оркестром.
Музыкально-ритмическая игра «Дирижер»
Зазвучала музыка на экране появилась волшебная нотка.
М.Р.: Молодцы! Город Ритм ожил и наполнен новыми ритмами. А вот и наша волшебная нотка.
Давайте посмотрим на карту. Дальше нам нужно добраться до города Музыкальные жанры. Ребята, а какие музыкальные жанры вы знаете?
Ответы детей
М.Р: Правильно: Песня, Танец и Марш. Добраться в этот город нам помогут наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
На экране появляется три картинки «Певец», «Танцор», «Марширующий солдат».
М.Р.: Вот и мы на месте. Чтобы расколдовать этот город, давай поиграем в игру «Угадай жанр». Прослушав музыкальное произведение, вам нужно будет выбрать правильную картинку.
Слушание:
- «Марш» муз. Ю. Чичкова
- «Королевский марш львов» муз. К. Сен-Санса
- «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимов
- «Барыня» р.н.м.
- «Ехали медведи» муз. А. Андреева, сл. К. Чуковского
М.Р.: Молодцы, ребята! Вы справились и с этой сложной задачей. Наш город расколдован, а вот и наша волшебная нотка.
На экране появляется картинка нотки и звучит музыка.
М.Р.: Куда же нам предстоит отправиться дальше? Нам подскажет дорогу музыкальная загадка. Кто отгадает мелодию по отрывку? (Звучит распевка «Два кота»). Верно, это наша попевка. А кто ответит, для чего нужны попевки?
Ответы детей.
М.Р.: Правильно, чтобы подготовить голос к пению. Давайте сделаем разминку для нашего голоса.
Попевка «Зайка»
Упражнение на дыхание «Чайник»
М.Р.: Ребята, а кто догадался, в какой город мы с вами попали? (ответы детей) Правильно, мы попали с вами в город Певцов.
На экране появляется картинка города с поющими животными.
М.Р.: Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы расколдовать город Певцов? Правильно, спеть! Давайте споем песню о музыке.
Песня «Музыкант» муз. А. Фаттаха, сл. В. Семернина
На экране появляется волшебная нотка.
М.Р.: Ура! Мы получили последнюю нотку, и теперь нам осталось добраться до замка злой волшебницы Паузы. А чтобы найти ее замок, давайте поиграем в игру «Ищи».
Игра «Ищи»
На экране появляется картинка замка.
М.Р.: Сейчас мы с вами вставим наши нотки и у нас получится веселая мелодия. под эту музыку мы с вами станцуем танец «Веселые ладошки». Вместе с нашим танцем рассеются злые чары волшебницы Паузы.
Танец «Веселые ладошки»
На экране появляется картинка сказочной музыкальной страны и Королева Муза.
К.М.: Спасибо, ребята, что вы помогли мне спасти мою музыкальную страну. За вашу помощь я приготовила для вас награду – медальоны почетных гостей музыкальной страны. До свидания, жду вас в моей музыкальной стране.
М.Р.: Ребята, в какой стране мы с вами побывали? А что вы там увидели и услышали? Вам понравилась эта страна? Посмотрите, я приготовила мажориков и минориков. Давайте создадим музыкальное настроение нашего занятия. Если вам понравилось, то вы клеите мажорика, а если нет – то минорика.
Ответы детей.
Дети под музыку выходят из музыкального зала.