ЗНАКОМСТВО СО СВЕТОМ И ТЕНЬЮ

0
3978

Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»

Шмырина Анастасия Александровна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 28

общеразвивающего вида Калининского района

г. Санкт-Петербург

ЗНАКОМСТВО СО СВЕТОМ И ТЕНЬЮ

Рекламное сообщение     

организация познавательно-исследовательской деятельности методом экспериментирования в группе среднего возраста

Цель: формирование представлений детей о свойствах света и тени.

Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами света и тени

  1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: фонарики, коробка-сюрприз, материал для дидактической игры «Найди тень», картинки с изображением источников света (магниты), магнитная доска, атрибуты для теневого театра (ширма, фигурки), мешочки с подарками (для сюрпризного момента).

  • Вступительное слово.
  • Приветствие «Волшебная коробочка» (воспитатель приглашает детей)

– Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет

Как нам дальше поиграть и с чего же начинать?

В.: Ребята, посмотрите, что за коробочка стоит? Что же в ней может быть? Давайте подойдем поближе и посмотрим.

(дети подходят, смотрят в отверстие коробки)

В.: Что вы там видите?

Д.: Ничего, темно.

В.: А как мы можем разглядеть что находится в коробке? Что нам поможет?

Д.: ответы детей

(воспитатель освещает с помощью фонарика коробку, в ней лежат фонарики и картинки с изображением источников света)

В.: Верно, ребята, в темноте нам помогает видеть свет. А какие источники света вы знаете? (дети перечисляют). Все верно. Все эти источники можно разделить на 2 группы: естественные – те, которые создала природа, и искусственные – которые создал человек. Давайте сейчас с вами посмотрим на картинке и попробуем разделить все источники света на 2 группы.

Д/и «Раздели на группы»

В.: Молодцы, мы отлично с вами справились с заданием.

В.: Сегодня у нас с Вами есть возможность поиграть с фонариком. А делать мы будем с Вами это в темноте. Но сначала нам нужно запомнить несколько важных правил использования фонарика:

– не светить друг другу в глаза;

– не направлять луч света на соседа;

– не ронять фонарик, не щелкать кнопку.

В.: Давайте опустим фонарик вниз, включим его. (выключается свет). Ой, наши фонарики-светлячки помогают нам видеть в темноте. Давайте приблизим фонарик к полу, что происходит?

Д.: ответы детей.

В.: А если фонарик удалить от пола подальше, то, что случится?

Д.: ответы детей

В.: Это значит, что свет имеет свойство рассеиваться.

В.: Давайте сейчас выключим наших светлячков и подойдем к столу. Как вы думаете, может ли свет проникать сквозь предметы?

Д.: ответы детей

В.: Вот сейчас мы с вами и проверим. Я подготовила для света ловушки из различных предметов и материалов. Давайте попробуем, что же получится. Включаем фонарики, берем по одному предмету (дощечка, бумага, пакет, ткань) и проверяем.

– закроем фонарик дощечкой (проникает луч света?)

– картоном?

– кусочком ткани?

В.: Какой вывод мы можем сделать?

Д.: ответы детей

В.: подставляю фигурку. Ребята, что вы видите?

Д.: ответы детей

В.: как вы думаете, почему она образуется?

Д.: ответы детей

В.: Когда на пути света появляется какой-то непрозрачный, плотный предмет, то от этого предмета падает тень. Люди с давних пор знают об этом свойстве и применяют его в жизни (например, тень от зонтика в жаркий день помогает спрятаться от солнца).

Давайте поиграем с ней. Берите фигурки и светите на них фонариком. Что мы с вами видим?

Д.: называют фигуры. (ответы детей)

В.: по тени мы всегда можем определить предмет. Смотрите, у меня подготовлены картинки. Вы должны найти каждой ее тень и соединить пару с помощью шнурка

Д/и «Найди тень» (шнуровка)

В.: Молодцы, вы отлично справились. А для следующего задания нам понадобятся ваши гибкие пальчики. Давайте их немного разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Наступает Новый год

Дети водят хоровод

Висят на елке шарики

Светятся фонарики

Вот сверкают льдинки

Кружатся снежинки

В гости Дед Мороз идет

Всем подарочки несет

Чтоб подарки посчитать

1,2,3,4,5

Будем пальцы загибать.

В.: Наши пальчики готовы. Сейчас я буду вам загадывать загадки необычным способом (показываю руками отгадку с помощью тени)

Говорят, что я трусливый

В сказках якобы хвастливый

Все не так мои друзья

Просто осторожен я (заяц)

Белый хвост, черный нос

Наши тапочки унес

В уголок под кровать

И не хочет отдавать (собака)

В.: На основе игры света и тени люди придумали теневой театр. Показывать представление можно не только с помощью рук, но и с помощью фигур, сделанных из картона или дерева.  Чуть позже в группе мы с вами создадим свою сказку. Сколько же всего интересного и волшебного вокруг нас! И в преддверии Нового года, дедушка мороз подготовил для Вас целые мешки с подарками. А чтобы увидеть, кому какой подарок достался, мы с вами сейчас применим одно из свойств света. А какое, кто мне ответит? (дети светят фонариком на мешочек, высвечивается каждому свой подарок)

Спасибо Вам большое за время, которое мы провели. Мне было очень приятно, вы большие молодцы! Давайте похлопаем друг другу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь