Путешествие в страну мультфильмов

0
1198

Гащенко Зоя Витальевна
учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2
г. Шебекино Белгородской области

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЛЬТФИЛЬМОВ
конспект игры-путешествия в старшей группе

 

Образовательная область: Речевое развитие.

материалы в печатный сборник 

Цель: обучение детей навыку интуитивного и начала осмысленного чтения с помощью упражнений Зайцева и Монтессори.

Программные задачи:

коррекционно-образовательные:

  • обучать детей складовому (слоговому) чтению и чтению целым словом;
  • учить составлять слова из букв и кубиков, короткие предложения, расставлять знаки препинания, заглавную букву;
  • закреплять знание букв родного языка.

коррекционно-развивающие:

  • формировать речевые и коммуникативные навыки;
  • развивать фонематический слух;
  • совершенствовать навыки печатного письма;
  • развивать чувство ритма, зрительную и слуховую память, внимание.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания детей к персонажам, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: учителю-логопеду подготовить презентацию к занятию, электронную игру «Урок чтения»; дидактические игры по Н. Зайцеву и М. Монтессори; вырезанные из бумаги «следы» героев мультфильмов.

Материалы: игрушки: Маша и медведь, персонажи мультфильмов, поезд; д/и «Таблица слогов»; д/и «Рамки – вкладыши»; д/и «Разрезные картинки – слова»; д/и «По дорогам сказок»; д/и «Домино»; д/и «Пишу красиво»; таблицы, кубики Зайцева, указки; электронная игра «Урок чтения»; отрывок из мультфильма «Маша и медведь»; колокольчик; вырезанные из бумаги  «следы» героев мультфильмов; маркеры по количеству детей.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

Планируемый результат: дети читают слоги и слова (интуитивно и осмысленно); складывают картинки-слова и соотносят  их с целыми словами; составляют цепочку слов; соотносят слова на карточках с общей по сюжету картой; обводят букву, умеют удерживать в памяти её зрительный образ и находить такие же среди других; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; развито чувство ритма.

Ход занятия:

  1. I. Мотивационно – ориентировочный этап.

Логопед. – Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл медведь. Из какого он мультфильма? («Маша и медведь») Он очень расстроен, Маша не пришла сегодня в школу. Возможно, что она попала в другой мультфильм. Как можно помочь Мише? Я предлагаю отправиться в путешествие в страну мультфильмов на поиски Маши.

  1. II. Поисковый этап.

Логопед: – На чём можно отправиться в путешествие? (дети перечисляют… и на поезде). К поезду пойдём по дорожке.

III. Практический этап.

  1. Попевки (под музыку) по таблице Зайцева в вертикальном направлении (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б, бю-бё-бя-бе-би-бь…)

Логопед: – А вот и поезд.

  1. Д/И «Поезд». Дети выкладывают поезд из кубиков Зайцева на гласную У (ТУ, НУ, ЛУ…) Пропевают склады.

Логопед: – Вот и страна мультфильмов. Нас встречают её жители, вы узнали их. Они хотят покататься на нашем поезде. Давайте им купим билеты (мамонтёнок, курочка Ряба, Лапочка, Лунтик, рыбка Немо, котёнок Гав, Радуга).

3.Упражнение «Таблица слогов». Дети располагают склады (слоги) в соответствующие клетки таблицы.

Логопед: – Проверим (прочтение таблицы слогов). Билеты куплены, можно рассаживать пассажиров по местам (дети находят место игрушке, поворачивая кубик на нужную грань: МА – мамонтёнок, КУ – курочка Ряба, ЛУ – Лунтик, РЫ – рыбка Немо, РА – Радуга, ГА – котёнок Гав).

– Поехали. Пение складов с изменениями в обратной последовательности.

Логопед: – Ребята, посмотрите, да это же Машины следы, а это чьи? (собачьи) Это же Дружок и Малыш из какого мультфильма? («Барбоскины») Вы видели Машу? (Ответы детей)

Барбоскины: – Помогите нам сложить картинки, скажем.

  1. Д/И «Разрезные картинки – слова». Дети складывают картинки из 2, 3-х частей, читают слова (жук, кот, рыбы, собака, ослик), соотносят с соответствующей карточкой – словом, читают ещё раз.

Барбоскины: – Маша пошла вон по той дороге, а с кем, догадайтесь сами.

Логопед: – Чьи же это следы рядом с Машиными? (поросячьи) Кто это? (Пятачок) Из какого мультфильма? (Ответы детей) – («Винни – Пух») Винни – Пух говорит, чтобы быстрее отыскать Машу, нужно перебраться через речку, а для этого построить мостик.

5.Упражнение «Домино». Дети выкладывают цепочку из слов, прочитывая их или ориентируясь на первую и последнюю букву в каждом слове (Дедушка Шер– русалочка – Айболит – тигрёнок – Карыч – Чиполлино – осьминог – губка Боб – Барбоскины). На оборотной стороне карточек есть соответствующие картинки для самоконтроля.

Логопед: – Ребята, смотрите, вот же Машины следы, а это чьи следы рядом с Машиными? (кошачьи, но они какие-то большие) Кто бы это мог быть? Это львёнок?  Из какого он мультфильма? (Ответы детей) («Львёнок и черепаха»)

Логопед: – Львёнок, может, ты знаешь, куда пошла Маша?

Львёнок: – Она пошла по дорогам сказок.

Логопед: – Пойдём, ребята, и мы вслед за Машей.

7.Д/И «По дорогам сказок» (Упражнение Монтессори «Соединение подписей с картинками»). Дети объединяют подписанные картинки с соответствующими словами, напечатанными на сюжетных картах. Читают целым словом или зрительно соотносят (интуитивное, начало осмысленного чтения).

Львёнок: – Маша пошла вон по той дороге, а с кем, догадайтесь сами.

Логопед: – Чьи же это следы рядом с Машиными? (птичьи) Кто это? (Каркуша из «Спокойной ночи, малыши») Здесь и Филя со Степашкой. Каркуша собрались показать своим друзьям мультфильм, а киноплёнка порвалась. Ребята, вы ведь тоже любите мультфильмы, давайте поможем привести в порядок киноплёнку, а потом вместе и посмотрим мультфильм.

8.Упражнение «Рамки – вкладыши». Дети вкладывают вырубленные буквы в соответствующие ячейки карточки-картинки, читают слово целиком. Находят на этой же карточке изображение и такое же слово, читают его ещё раз. (Карточки с индивидуальными заданиями скрепляются в одну длинную киноплёнку).

Логопед: – Готово, Каркуша, можно смотреть мультфильм.

  1. Отрывок из мультфильма «Маша и медведь». (Машина школа)

Логопед: – Миша, да это же ваш мультфильм, а вот и Маша (кукла).

Ребята, а вы хотите поучиться в Машиной школе? (Ответы детей) У вас будет тоже урок чтения.

10.Электронная игра «Урок чтения». Дети выполняют задания:

1) Прочти слоги. С какого слога начинается слово на рисунке? (БА – Бараш, РУ – Русалочка…).

2) Прочитай слова по слогам (Капа, Кузя, Кеша…).

  1. (Звенит колокольчик) Переменка. Попевки по таблице Зайцева (под музыку с хлопками и притопами на проигрыше) в горизонтальном направлении (БА-бяВа-вя ГА, гя-гя ДА-дя За-зя ЖА, хлопки в такт музыке).
  2. (Звенит колокольчик) «Урок письма». Д/И «Пишу красиво». Дети называют букву, обводят её по силуэтному изображению. Затем находят и обводят в кружок эту же букву, отыскивая её среди других.

Логопед: – Ребята, Маше очень понравилось, как вы красиво пишете. Она просит вас написать и их с Мишей имена. Давайте это сделаем кубиками.

  1. Письмо кубиками короткого предложения: Маша и Миша. (Орфография: заглавные буквы, точка) Чтение предложения.

Логопед: – Вот и закончилось наше путешествие по стране мультфильмов. До свидания, Маша и Миша.

  1. IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Логопед: – Ребята, вам сегодня понравилось на занятии?

– А, что вам больше всего понравилось? – Ребята, вы очень помогли Мише, и он решил подарить вам на память игрушки мультгероев. Я тоже благодарю вас за старание. Давайте всем скажем до свидания.

 

Список литературы:

  1. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием! / Н.В. Ахмылова. М.,2006.-54с.
  2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. Учебное пособие/ Н.А. Зайцев, Г.А. Струве// – СПб, 2011.
  3. Пятибратова, Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет) / Н.В. Пятибратова. – М; ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
  4. Пятибратова Н.В. Комплексный подход к обучению чтению дошкольников с ОНР. //Логопед – 2010.№3.-с.29-45.
  5. Хилтунен Е. А. Упражнения с Монтессори – материалами /Е. Хилтунен// М., 1998.
  6. Хилтунен, Е. А. Уроки на корточках: Книга о воспитании детей в духе Монтессори педагогики Марии Монтессори/ Е.А. Хилтунен. – М.; Генезис, 2006. – 158с.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь