Тарасова Екатерина Сергеевна
музыкальный руководитель
Ткаченко Наталья Николаевна
Молоко Маргарита Николаевна
воспитатели
МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Теремок»
Белгородская область, Борисовский район, п. Борисовка
Цель: продолжить приобщать дошкольников к истокам русской народной культуре.
Задачи:
- приобщить детей к русскому народному фольклору;
- воспитывать интерес и уважение к культурным традициям русского народа;
- познакомить с народными играми.
Оборудование: Клубок ниток, куклы – одетые в русские народные костюмы (количество кукол по выбору педагога), колокольчик, платочек, горочек для угощения, музыкальный центр.
Ход занятия
Педагог: Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости, к сказочным героям, которые живут в тридевятом царстве. Попасть нам в тридевятое царство, поможет волшебный клубок (воспитатель протягивает ниточку вдоль колонны, дети держаться за ниточку), (под музыкальные сопровождения дети в русских народных костюмах заходят в зал).
Музыкальный руководитель встречает детей в русском народном костюме.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Ребята, мы попали в гости к большой русской семье, нас встречают мама Анастасия Петровна, папа Григорий Кузьмич, и их дети Маша, Мирослав, Василиса и Варвара. Посмотрите, ребята, какие красивые у них костюмы (дети рассматривают кукол).
Музыкальный руководитель: Маша хочет познакомить Вас с колыбельной песней (музыкальный руководитель поют песню). Эту колыбельную Маше поёт ее мама. Давайте, теперь все вместе споём колыбельную (дети и музыкальный руководитель поют колыбельную песню). Ребята, я Вам хочу предложить спеть ещё раз колыбельную, но вместо имени «Маша» вы будете петь свои имена, по очереди.
Колыбельная: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка не лай,
Ты, собачка не лай,
Нашу Машу не пугай.
Дети совместно с музыкальным руководителем поют колыбельную [2, с. 110].
Музыкальный руководитель: Варя предлагает, вам ребята, потанцевать. Для танца нам необходимо сделать круг (дети образуют круг). Наш танец будет называться «хоровод». Хоровод самый древний жанр русского танца. Чтобы хоровод получился красивым, в ней должно быть много людей. Темп хоровода может быть разным: медленным, средним и быстрым. Мы с вами, ребята, будем танцевать в медленном темпе.
Дети исполняют танец «Хоровод» (музыкальное сопровождение по выбору музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: Мирослав хочет с вами поиграть, в одну очень интересную игру. Она называется «Жмурки с колокольчиком» (музыкальный руководитель рассказывает правила игры). Дети образуют круг. Затем выбирают двух игроков, водящему – «жмурки» завязывают глаза, а второму игроку дают колокольчик. Дети идут по кругу и поют:
Колокольцы – Бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После последних слов, дети останавливаются, и игрок с колокольчиком ходит в кругу, а водящий ловит [1, с. 78].
Проводится игра «Жмурки с колокольчиком»
Музыкальный руководитель: Ребята, Варя хочет научить вас играть в свою любимую игру, она называется «Колпачке» (музыкальный руководитель рассказывает правила игры). Выбирают водящего, который садиться на корточки в центре круга. Все остальные ходят по кругу взявших за руки и поют: «Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили – хоровод сужается к центру, дети приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает танцевать. Дети, хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!»
Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами [3, с. 67].
Проводится игра «Колпачок»
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте скажем, спасибо, Маше, Варе, Василисе и Мирославу за весёлые игры и развлечения. Давайте, мы для них споем русскую народную песню, которая называется «По малину в сад пойдём».
Исполнятся песня «По малину в сад пойдём»
Музыкальный руководитель: Ребята, наши герои приготовили вам угощения (музыкальный руководитель раздают угощение детям).
Педагог: Ребята, нам пора возвращать в группу, давайте, скажем «спасибо» и попрощаемся.
Музыкальный руководитель протягивает ниточку вдоль колонны, дети держатся за ниточку и под музыкальные сопровождения покидают зал.
Список литературы:
- Гаврилова И. Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2019 г. С.- 78.
- Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 2022 г. С.- 110.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000. С.- 67.
- Русский фольклор/Сост. и примеч. В. Аникина. – М.: Худож. лит.,2019. С.- 107.