Клёнова Елена Алексеевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 27
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель. Воспитывать интерес к объекту живой природы – берёзе; расширить и закрепить знания детей о берёзе; формировать эстетическое отношение к природе, чувство гордости за её красоту; развивать познавательный интерес, учить наблюдать и исследовать.
Материал: предметы, изготовленные из берёзы (берёзовый веник, лапти, береста), картинки с изображением берёзы и ее частей; изображение гриба чага; корзинка.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, рассматривание картин И. Левитана «Берёзовая роща», «Золотая осень»; отгадывание загадок о деревьях, чтение стихов о берёзе, заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»; дидактическая игра «От какого дерева листок», подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги».
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам об одном замечательном дереве. А вот о каком именно, вы узнаете из загадки:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Ответы детей.
– Правильно ребята, речь идёт о берёзе. А давайте вспомним, как она выглядит? (Ответы детей: ствол белый с крапинками, ветки свисающие, листочки зубчатые, весной на ветках появляются серёжки).
Молодцы, ребята, а у меня с собой есть картинки частей разных деревьев. Помогите мне, пожалуйста, определить с какого дерева эти части.
(Дидактическая игра «С какого дерева листок»)
– Ребята, теперь я уверен, что вы много знаете о деревьях. Давайте поищем берёзки на территории нашего детского сада. (Дети определяют среди деревьев на участке берёзы и вся группа перемещается к ним)
– Вот мы нашли нужное дерево. Берёза – это символ нашей Родины.
Люди издавна заметили красоту этого дерева и посвятили ей множество загадок, песен и стихов. А какие песни и стихи о ней знаете вы? (Народная песня «Во поле берёза стояла», стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», «Берёза»)
– Рассмотрите и потрогайте ствол у берёзы: чем выше, тем он более гладкий и белый, а внизу, около земли, ствол более тёмный и кора шершавая. Темные пятнышки на стволе называются- чечевички. Как вы думаете, для чего они нужны? (Варианты ответов детей) Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти чечевички берёза дышит!
– Кора берёз имеет белый цвет благодаря содержащемуся в ней особому смолистому веществу – бетулину. А как вы думаете, зачем берёзе белая кора? (Ответы детей). Цвет берёзовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветки от обжигающего действия солнечных лучей весной. В любой день белые стволы остаются прохладными.
– Средняя продолжительность жизни берёз – около 100 лет, хотя некоторые деревья доживают до 400 лет и более. Чем старше берёза, тем толще и выше у неё ствол. Ребята, обратите внимание у нашего дерева есть подружка – ещё одна берёзонька. Посмотрите на них внимательно, давайте определим, кто из них старше. (Ответы детей). Лес, состоящий из одних берёз, называется берёзовая роща.
– Часто на берёзах мы можем наблюдать наросты неправильной формы, чёрного цвета, с поверхностью, покрытой множеством трещин – так выглядит поселившийся на берёзе гриб-паразит, которого называют берёзовый гриб или чага. Увидеть его можно на клёне, ольхе, рябине, но полезными свойствами обладает только берёзовый нарост. Гриб проникает внутрь дерева через трещины в коре, места слома веток и разрастается на дереве на протяжении 20 и более лет, пока в конечном счёте не погубит дерево. Чага – мощнейшее средство, впитавшее жизненную силу деревьев. Благодаря полезным свойствам, чагу берёзовую используют в медицине для лечения множества болезней.
– Также почки берёзы используются в медицине для изготовления лекарственных настоек.
– С давних пор люди собирают берёзовый сок. Сбор начинается после первой весенней оттепели, сок используют для приготовления разнообразных напитков. Одно крупное дерево способно дать больше ведра сока в день без вреда для себя. После сбора сока, рану на дереве нужно замазать садовым варом, замазкой или просто глиной. Наши предки благодарили берёзу за сок и не трогали это дерево больше года.
– А вы знаете, как ещё люди могут использовать берёзу? (Ответы детей: люди заготавливают берёзовые дрова, делают из коры – бересты – красивые изделия туески, хлебницы, шкатулки; из древесины делают мебель и посуду, готовят из неё веники для бани, делают лыжи).
– Правильно, ребята. У меня с собой тоже есть предметы, изготовленные из берёзы. (Показать предметы в корзине, дети их трогают и рассматривают). А вот для постройки сооружений берёза не годится – так как быстро загнивает.
– Ребята, а теперь давайте подытожим наши знания о берёзе:
- Как называются тёмные пятна на стволе берёзы? (Чечевички)
- Для чего они нужны? (Чтобы ствол «дышал»)
- Зачем березе белый ствол? (Защищаться от воздействия солнечных лучей)
- Как называются цветы берёзы? (Серёжки)
- Какой гриб вырастает на берёзе? Под берёзой? (Чага, подберёзовик)
- Что даёт берёза птицам? (Тень, питание, дом)
- Что даёт берёза животным? (Дупло на дереве, нора под деревом)
- Что даёт берёза насекомым? (Дом, питание)
- Что даёт берёза человеку? (Сок, древесину, бересту, веники)
– Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о берёзах. Вам понравилось? (Ответы детей). До следующей встречи на экологической тропинке!