«Путешествие в музей старооскольской глиняной игрушки»

методическая разработка

Кононова Людмила Евгеньевна
Каратеева Ольга Павловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения
 «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 

НАЗВАНИЕ – «Путешествие в музей старооскольской глиняной игрушки»
НОМИНАЦИЯ – «Реализация «Инклюзивное образование» в дошкольном учреждении»
РАЗДЕЛ – Методическая разработка

Программное содержание: Расширять представление о разнообразии народного творчества. Знакомить с достопримечательностями своего региона  – Старооскольской глиняной игрушкой. Продолжать знакомить детей с народно – прикладным творчеством – Старооскольской игрушкой. Совершенствовать связную речь: умение самостоятельно рассказывать о ней, вырабатывать четкую дикцию речи, используя потешки, загадки, заклички, развивать речевое дыхание. Развивать умение создавать узоры по мотивам Старооскольской  игрушки, выделять цветовую гамму глиняной игрушки, подражая творчеству народных умельцев. Воспитывать у детей радость, интерес к искусству родного края, уважение к творчеству мастеров родного города.

Кор. задача: формировать умение обследовать предметы. Развивать мелкую моторику рук, зрительно – моторную координацию

Материал: староооскольские  свистульки, игрушки, слепленные детьми, гуашь, кисти, вода, салфетки, музыка, альбом «Старооскольские игрушки», презентация- слайды.

Познавательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Речевое развитие»

Рекламное сообщение     

Педагог играет на старооскольской свистульке, дети обращают внимание на воспитателя, одетого в народный костюм.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас в нашем городе Гончаров – старом Осколе. А я хозяйка города – мастерица Варвара Воспитатель приглашает детей.

День добрый , детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Послушайте, что я вам расскажу.
В нашем городе случилось несчастье.

Давно это было. Славилось наше Приоколье своими мастерами, своими поделками, изделиями, ремеслом. Делали мастера звонкие горшки да крынки, а детям игрушки – свистульки. Злой, ленивый и завистливый волшебник заколдовал все ремесла, сделал их тусклыми, стер узоры с игрушек.

– Ребята, как мы можем помочь расколдовать наш город и снова возродить наши ремесла.

– Сначала попробуем вспомнить историю поэтапно, а я вам помогу.

– Как называются эти игрушки, из чего они сделаны? (Старооскольские глиняные игрушки). Дети называют все игрушки.

– Кто лепил эти игрушки? (Дети рассказывают о сестрах Гончаровых по презентации).

– Давайте вспомним последовательность лепки игрушки. Лепили из целого куска глины, которую добывали на Казацких буграх, называлась она «Пескуша», затем обжигали в печи при очень высокой температуре – 900 градусов.

Воспитатель. Молодцы, ребята, историю нашего Старооскольского промысла знаете хорошо, а загадки любите отгадывать?

– Вам загадку загадаю,а вы поищите отгадку среди игрушек.

-Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку
Спотыкалочку.( утушка)

Ребенок находит уточку и рассказывает о ней. Утушка- символ чистой силы воды. Утушка плавает в воде и люди считали, что игрушка очищает воду, придает ей целебную силу. Воспитатель показывает слайды.

2 загадка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
а зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой ( медведь).

Ребенок берет медведя и рассказывает о нем. Медведь – символ пробуждения природы и могущества. Древние люди считали медведя большим и сильным зверем.

3 ребенок берет барышню и рассказывает о ней. Женский  образ представлен в виде «бабы» и «барышни». Баба с ребенком – это хранительница домашнего очага, хорошая хозяйка, мама. Такую игрушку в качестве оберега должна иметь каждая семья. Другой тип женщины – барыня (руки в бока) – это легкая, беспечная жизнь.

Варвара. Ребята, а древние мастера не только работали, но и умели отдыхать, пели песни во время работы, играли  в народные игры.

Вот и мы с вами поиграем.

Игра «Как у дядюшки Трифона было семеро детей»

Варвара: ребята, давайте вместе рассмотрим узоры, которыми украшали глиняные Старооскольские игрушки.

На доске развешены символы украшений. Дети вместе с воспитателем вспоминают, какие узоры и краски наносили мастера.

1.зеленая полоса- небесная и земная твердь.

  1. волна голубая –вода
  2. древо в виде стрелы
  3. круг – солнышко
  4. капельки синие – дождь.
  5. крест с точками –огонь
  6. крест двойной – благополучие на все 4 стороны.

Коррекционная гимнастика

Вот что только захотим, мы из глины смастерим,   (растирают руки
Кусочек глины разомнем.
Лепить игрушку мы начнем – (сжимают, разжимают ладошки)
Слепим, пригладим, на полочку посадим.( гладят поочередно руки)
Чтоб игрушка подсыхала, чтоб игрушка оживала.( машут ладонями )
А чтоб игрушка была рада, нам ее украсить надо. ( хлопают в ладоши).

Творческая мастерская

Дети берут любые игрушки и раскрашивают их, наносят узоры.

Когда дети заканчивают работу, ставят расписанные игрушки, «оживляют» город. Звучит музыка – Старооскольские свистульки.

Варвара: Ой, да спасибо вам ребята, ожил город мастеров, разрушены злые чары колдуна, а вы стали достойной сменой нашим мастерам. Вот у нас большая коллекция Старооскольских игрушек, часть из них мы сделали сами. Вы настоящие мастера своего края. Создали в группе мини-музей Старооскольской глиняной игрушки. Теперь мы можем приглашать на нашу выставку всех желающих.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь