Артемова Наталья Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 82»
г. Курск
Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022
Цель: формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности.
Задачи:
образовательные:
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять «волшебные явления» с точки зрения науки;
- формировать знания о воздухе, воде, о составе молока и свойстве моющего средства;
- формировать умение делать выводы.
развивающие:
- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
- развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
воспитательные:
- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, мячик, фартуки, нарукавники, одноразовые шапочки на каждого ребенка, мольберт с правилами поведения и безопасности в лаборатории, карточки «Свойства воды», микроскоп, колбы разной формы и размера, пробирки, лупа, градусник, пипетка, карточками с цифрами 1, 2, 3.
Для опыта с воздухом: пищевая сода, столовый уксус, воздушный шарик, воронка, бутылка.
Для опыта с водой: таз с водой, цветы, сделанные из бумаги.
Для опыта с молоком: тарелки на каждого ребенка, молоко, пищевые красители или гуашевые краски, ватные палочки, моющее средство.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: – здравствуйте, мои юные друзья! (ответ детей) Давайте с вами познакомимся, меня зовут профессор Пробиркина. А вас? (ответы детей)
– Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
– Я хочу пригласить вас в путешествие… А куда, вы узнаете, ответив на мои вопросы.
– Перед вами предметы: колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп, лупа. (дети называют их)
– Ребята, как вы думаете, кто и где использует эти предметы? (ответы детей)
– А для чего? (ответы детей)
– Правильно.
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по лаборатории чудес.
– Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей)
– Каждый опыт или эксперимент, это маленькое чудо.
Воспитатель: прежде, чем мы начнем наше путешествие, вспомним правила поведения и безопасности в лаборатории (на мольберте схема правил безопасности и поведения):
- не брать без разрешения;
- не пробовать на вкус;
- не кричать;
- если не понятно, спросить у взрослого;
- в лабораторию заходить в специальной одежде.
Воспитатель: ребята, я предлагаю надеть вам специальную одежду (дети надевают фартуки, нарукавники, шапочки).
Воспитатель: – путешествовать мы с вами будем не одни, а с моими коллегами.
– Внимание на экран (на экране появляется профессор Воздушкин).
Профессор Воздушкин: здравствуйте, ребята. Я профессор Воздушкин.
Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, но все же
Без него мы жить не можем.
– Что это? (ответ детей)
– Я приглашаю вас в свой кабинет, где вас ждут интересные открытия. Номер моего кабинета – 1.
Воспитатель: ребята, давайте пройдем в кабинет профессора Воздушкина. Кто догадался, где он? (дети должны показать стол с цифрой 1). (подошли, сели за стол).
– Ребята, кому необходим воздух? (ответ детей)
– А вы знаете, что дышать нужно правильно? Вдыхаем носом, выдыхаем ртом.
– Давайте с вами подышим правильно (дышим вместе с детьми).
– Что мы можем сделать при помощи воздуха, который мы выдыхаем? (ответы детей)
– Правильно, ребята. Перед каждым из вас лежит воздушный шарик. Давайте попробуем их надуть. (дети надувают воздушные шарики)
– Легко или тяжело вам было надувать воздушный шарик? (ответы детей)
– Хотите увидеть волшебство? (ответы детей)
– Сейчас я вам покажу способ, с помощью которого можно легко и быстро надуть волшебный шарик.
– Для проведения опыта нам понадобиться:
- 3 чайных ложки пищевой соды,
- немного столового уксуса, с которым надо быть очень осторожным,
- воздушный шарик,
- воронка,
- бутылка.
– Приступим? (ответы детей)
– Берем воронку и аккуратно вставляем ее в воздушный шарик. Затем берем соду и чайную ложку и засыпаем 3 чайных ложки в шарик. Затем берем бутылку, вставляем в нее воронку и, внимание, очень аккуратно вливаем столовый уксус. Берем шарик и быстро надеваем его на бутылку. И начинаем опускать соду в уксус.
1,2,3,4,5 – наш шарик надут. Он заполнился углекислым газом. Теперь его можно снять с бутылки и завязать.
– Ребята, какой вывод вы можете сделать? (ответы детей)
– Вывод: уксус и сода при смешивании выделяют углекислый газ и это называют – химическая реакция.
– Ребята, понравилось волшебство? (ответы детей)
– Вы готовы продолжить путешествие? (ответы детей)
– ребята, пожалуйста, подойдите ко мне. Внимание на экран. (на экране появляется профессор Капелькин).
Профессор Капелькин: здравствуйте, мои друзья. Я профессор Капелькин. Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей) Тогда слушайте внимательно.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это? (ответы детей)
– Правильно, ребята. Вы такие любознательные, я хочу пригласить вас в свой кабинет, где узнаете много интересного о воде. Мой кабинет под номером 2.
Воспитатель: ребята, давайте пройдем в кабинет профессора Капелькина. Кто догадался, где он? (дети должны показать стол с цифрой 2). (подошли, дети стоят).
– Ребята, что вы можете сказать о воде, перед вами лежат карточки –подсказки. Какими свойствами она обладает? (ответы детей)
– Кому нужна вода? (ответы детей)
– Правильно. Молодцы.
– Предлагаю вам принять участие во втором волшебном эксперименте.
– Перед вами стоит тазик с водой и цветы, сделанные из бумаги. Предлагаю вам взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.
Эй, цветочки просыпайтесь,
Лепесточки раскрывайтесь! (дети наблюдаю над раскрытием лепестков)
-Как вы думаете, в чем секрет этого волшебства? (ответы детей)
-Вывод: бумага впитала в себя воду и лепестки под тяжестью воды распрямились.
– Молодцы, ребята, секрет этого волшебства вы отгадали.
– Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Бывает – не бывает» (игра с мячом)
(дети выходят на середину зала и отвечают на вопросы )
– вода бывает теплая? (да)
– вода бывает колючая? (нет)
– вода бывает холодная? (да)
– вода бывает грязная? (да)
– вода бывает разноцветная? (нет)
– вода бывает сладкая? (нет)
– вода бывает полосатая? (нет)
Воспитатель: отдохнули немного? (ответы детей)
– Предлагаю продолжить наше путешествие. Внимание на экран
(на экране появляется профессор Рисовалкин).
Профессор Рисовалкин: здравствуйте, мои друзья. Я знаю вы любите отгадывать загадки, попробуйте отгадать еще одну.
Разных цветов,
Оттенков бывают.
Художники все
Их уважают. (ответы детей)
– Правильно, ребята. Я приглашаю вас в свой кабинет, где ждет еще одно волшебство. Мой кабинет под номером 3.
Воспитатель: ребята, давайте пройдем в кабинет профессора Рисовалкина. Кто догадался, где он? (дети должны показать стол с цифрой 3). (подошли, сели за столы)
– Ребята. Вы любите рисовать? (ответы детей)
– А чем обычно вы рисуете? (ответы детей)
– Рисование – это целая наука. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
– Перед тем, как приступить к нашему волшебному эксперименту, предлагаю размять наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика с карандашом)
Карандаш в руках катаю
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что получится, если в молоко добавить пищевой краситель разных цветов? (ответы детей)
– Давайте проверим? (ответы детей)
Перед вами стоит тарелка с молоком добавьте в него по несколько капель пищевого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
Посмотрите, что происходит. Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться.
– Какой вывод вы можете сделать? (ответы детей)
– Вывод: моющее средство соединяется с молекулами молока и приводит их в движение.
Воспитатель: ребята, вы большие молодцы, справились с этим заданием.
Я предлагаю выйти вам из-за стола и подойти ко мне.
– Вот и подошло к концу наше путешествие по Лаборатории Чудес.
– Вам понравилось сегодня путешествовать? (ответы детей)
– В какой лаборатории вам понравилось больше всего? Почему? (ответы детей)
– Сегодня вы узнали много интересного. Ия с коллегами считаю, что вы достойны быть нашими помощниками. Вы справились со всеми заданиями, молодцы. Я хочу вручить каждому из вас удостоверение младшего научного сотрудника «Лаборатории Чудес» (вручить удостоверение).
– Мы с коллегами увидели, что вам понравилось проводить волшебные эксперименты, и хотим подарить вам памятку с опытами, которые вы можете провести дома с родителями. (вручить памятки)
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. До свидания, ребята!