Путешествие в черно-белое королевство

0
1156

Матвейчук Надежда Петровна
Володина Ирина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 37 «Соловушка»
Гукова Ирина Андреевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 7 «Лесная поляна»
Старооскольского городского округа

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧЕРНО-БЕЛОЕ КОРОЛЕВСТВО

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены практические аспекты обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Рекламное сообщение     

Поскольку среди детей наблюдается тотальное увлечение компьютерными играми, а среди родителей это очень удобное средство для того чтобы занять ребенка, весьма актуальным является вопрос возврата к настольным играм, которые не только развивают интеллектуально, но и не имеют альтернативы в вопросах человеческого общения.

Ключевые слова: компьютерные игры, настольные игры, шахматы, развитие, мышление, общение.

В сегодняшнем современном мире большую часть свободного времени ребенка занимают компьютерные игры и различные гаджеты. К великому сожалению технический прогресс привносит свои негативные последствия. Сколь бы ни была привлекательна и красочна компьютерная игра, она вряд ли заменит настольную игру. Настольные игры требуют наличие партнера по игре, не несет такой нагрузки на зрительный аппарат ребенка, не отвлекает внимание ребенка на красочные элементы в отличие от компьютерной игры. Шахматы – настольная игра, она ведет ребенка в русло человеческого общения, склоняя к умению выстраивать контакты, учит считаться с мнение другого человека. Поэтому нами было принято решение научить детей игре в шахматы.

Обучение игре в шахматы мы начали со знакомства с историческим происхождением шахмат. Вместе с детьми мы отправились в путешествие по Шахматной стране. Главными героями нашего путешествия стали сказочные герои – девочка Клеточка, мальчик Вовка и два сорванца – Загадайка и Забияка.

Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской и назвали ее Черно-Белое Королевство, узнали, что в Черно-Белом Королевстве живут ладья, ферзь, конь, пешка, король с королевой, и даже слон который вовсе не похож на обычного слона. Шахматный слон у разных народов имеет свое название: у французов – шут, у немцев – бегун, у болгар – офицер, поляки зовут его гонцом, в Италии, Испании слона называют так же, как и у нас – слоном.

Клеточка рассказала, что все жители Королевства выполняют свою работу, каждый живет в своем домике-клеточке. Они ходят, друг к другу в гости, но каждый по своей дорожке.

Загадайка познакомила ребят с понятиями; Пат, Мат, Шах, Рокировка и рассказал о великих шахматистах; Гарри Каспаров, Александр Алехин, Анатолий Карпов, поиграла с детьми в игру «Найди фигуру» (какая фигура спряталась в словах: спешка, оладьи, коньки, заслонка (пешка, ладья, конь, слон).

Забияка играл с ребятами в игру «Замени букву» (в слове изменить одну букву и получить название шахматной фигуры: печка – пешка, бадья -ладья, корь – конь).

Для закрепления знаний о жителях королевства мы с детьми учили стихи (Ирины Шнайдер), разгадывали загадки, рисовали и лепили шахматные фигуры, кому какая нравится.

Родители с удовольствием включились в процесс обучения детей игре в шахматы. Для них мы разработали консультации: «О пользе шахматных игр детям», «Шахматные лабиринты», «Маленький шахматист».

В заключении необходимо сказать, что данные занятия шахматами показали свою эффективность, которая заключалась в том, что дети стали проявлять больше любознательности, стали более активными, усидчивыми, показали умение устанавливать коммуникативные связи и планировать свои действия. Все вышеуказанные качества без сомнения будут необходимы при дальнейшем обучении в школе.

Литература:

  1. Дорофеева Н.К. Хочу учиться шахматам/Н.К. Дорофеева. -М.: Просвещение, 2016. -104с.
  2. Ильин Е.А. Приключения пешки/Е.А. Ильин. -М.: Издательство, 2016. -68с.
  3. Костюков В.В. Блокнот юного шахматиста/В.В. Костюков. -СПб. : Питер, 2018.-64с.
  4. Степанова А.А. Тигренок в шахматном королевстве/А.А. Степанова. -М.: из-во «Учитель»,2017. -88с.
  5. Сухин М.Т. Шахматы для самых маленьких/М.Т. Сухин. -М.: Просвещение,2017. -95с.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь