Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Белокопытова Светлана Алексеевна
учитель – логопед
МБДОУ ДС №5 «Незабудка»
г. Старый Оскол
ПУТЕШЕСТВИЕ БИМА И БУМА. БУКВА Б, ЗВУКИ [Б] И [Б’]
конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– обучать детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Б]-[Б’];
– уточнить правильные артикулемы [Б]-[Б’];
– умение различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости;
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь, словесное внимание; умение систематизировать слова по звуковому признаку; обогащать словарный запас; активизировать внимание к звуковому и слоговому составу слов;
-развивать фонематические процессы: восприятие, дифференциация звуков, анализ, синтез, представление;
-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: картинки с мальчиками Бимом и Бумом, с предметами в которых есть звуки [Б]-[Б’], ноутбук, цветные карандаши, прописи, цветные фишки для звукового анализа слов, поддувалочки с цветком и бабочкой.
Ход занятия
1.Организационный момент.
На доске появляются картинки – мальчики (Бум и Бим)
-Сегодня к нам в гости пришли Бум и Бим.
-Назовите первый звук слове «Бум» -[Б].
-Назовите первый звук слове «Бим» – [Б’].
-Давайте сравним звуки [Б]и[Б’].
-Как вы думаете они звучат одинаково или по-разному?
-Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам.
– Звук [Б] – не поется, не тянется, во рту есть преграда, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Звук [Б’] – не поется, не тянется, во рту есть преграда, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.
Бум и Бим отправились в зоопарк. На своем пути они увидели васильковое поле с бабочками. Им захотелось поиграть с ними.
- Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку»
Поиграли и решили сделать зарядку.
- Артикуляционная гимнастика: «Заборчик» – «Дудочка», «Толстушка» – «Худышка», «Часики», «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Орешки».
– Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок
Забыв про лень.
– Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
– На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
– Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
– На качелях
Я качаюсь.
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
– На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
– Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
– Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
4.Самомассаж щек «Наши щечки»
5.Психогимнастика.
– Бум здоровается с вами: Ба – бо – бу удивленно! Поздоровайтесь с ним также.
– Бим здоровается: Би – бе – бю ласково.
– Мальчики любили дразнить друг друга. Я буду говорить за старшего, а вы отвечать, как младший: бы – би, ба – бя, бу – бю.
Зарядились отличным настроением и отправились дальше. Шли, шли и пришли в зоопарк. Здесь они увидели много животных и решили их покормить.
– Отгадайте, кто кого кормил?
ОБЕЗЬЯНА, БОБРЫ, ВЕРБЛЮД, БЕГЕМОТ, БАРСУК, БЕЛКА.
– Разделите слова на слоги.
– Составьте предложения с этими словами.
– А давайте подберем слова-родственники, к слову, белка.
– Белки, бельчата, беличье, бельчонок, белочка.
– А еще в зоопарке они увидели много разных предметов. Возьмите на столе карточки. Определите какой в них звук Б или Б’. Давайте подарим их Биму и Буму.
- Игра «Топни-хлопни»
Развитие фонематического восприятия и дифференциация звуков-[Б]и[Б’]
-Бум и Бим решили поиграть в догонялки
Хлопни в ладоши если услышишь звук [Б]
Топни ногой если услышишь звук [Б’]
1.Звуки [Б]- [Б], [Б]-[Б’], [Б]-[Б], [Б’], [Б’], [Б]-[Б’] (шалят и путают)
2.Слоги: Ба – Ба, Бу – Бю; Бя – Ба; Би – Бе; Ба – Бу; Би – Би
- Игра «Наоборот»
-Бум и Бим всегда всё делают наоборот, давай поиграем!
Я буду Бумом, а вы Бимом.
Ба-бя; Ба-бя; Бу-бю; Бу- Бю; Бы-би; Бо- бё
- Игра «Доскажи словечко»
–Бум и Бим знаменитые сочинители, они соревнуются между собой.
У кого лучше получится?
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый (Барабан).
Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску,
Ту узнаешь (Березку).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его (Боюсь).
На ветке птичка –
Зверек невеличка.
Мех теплый, как грелка,
Кто же это (Белка)
– Давайте разберем слова «Барабан» и «Белка» на звуки. Возьмите карточки и цветные фишки. Выполнение звукового анализа слов.
- Физкультминутка
В зоопарке они встретили веселого Краба. Он предложил им станцевать веселый танец.
- Дидактическая игра «Буква заблудилась»
– Неизвестно что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
А) Жучка будку(булку) не доела,
Неохота, надоело.
Б) Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
В) На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран(банан)
- Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
Бабочка летала,
Бабочка порхала,
По лугу кружилась
На цветы садилась.
- Печатание слов и предложений.
Определение места звука в слове. Работа в парах.
13.Итог.
– Что было интересного на занятии?
– Что вызвало затруднение?
– Самооценка – дети оценивают себя сами. На доске висят фото детей. После окончания занятия они приклеивают напротив своей фотографии смайлики с улыбкой или грустные в зависимости от того, как они себя оценивают.