Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Латухина Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ № 11
г. Усть-Лабинск
Краснодарский край
Я ГРАЖДАНИН РОССИИ
конспект ООД в подготовительной группе
Цель:
Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
Задачи:
Образовательные
Развивать речь детей, активизировать словарь новыми словами: гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын Отечества.
Развивающие:
продолжать развивать познавательные способности детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости своим гражданством.
Методы и приемы:
- Наглядные (показ, демонстрация);
- Словесные (беседа, вопрос-ответ);
- Игровая ситуация.
- Педагогические технологии: проблемное изучение.
Материал:
Символика России, флаг РФ, герб; символы прав детей, карта мира, портрет президента РФ, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, демонстрационный материал «Права ребёнка».
Предварительная работа:
Познакомить детей с государственными символами нашей Родины, выучить гимн России (1 куплет), провести беседы по темам: «Что такое конвенция о правах ребёнка».
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:
- I. Введение в ситуацию.
– Ребята, отличная новость! Сегодня утром мне позвонили с почты и сказали, что на наш детский сад пришла посылка, и нам доставят её с минуты на минуту.
- Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель: А что нам нужно, чтобы нам посылку отдали?
Ответы детей.
В зависимости от того, что рассказали дети, воспитатель в подтверждение напоминает, что нужны определённые документы.
III. Затруднение в ситуации.
Раздается стук в дверь: (Входит почтальон Печкин).
Здравствуйте ребята, Вы меня узнали? Да, я почтальон Печкин, я принес вам посылку.
Воспитатель: Уважаемый Печкин! Скажите, а это посылка действительно нам пришла?
Печкин: (Читает адрес) Краснодарский край
Город Усть-Лабинск
Детский сад №11
Детям подготовительной группы
от Деда Мороза
Воспитатель: Да, посылка пришла по назначению. Давайте ее нам (протягивает руки, чтобы ее взять).
Печкин: Нет, уж подождите гражданка. Тут написано детям подготовительной группы. А Вы ну совсем на ребенка не похожи.
Воспитатель: Хорошо, отдайте тогда её нашим ребятам.
Печкин: Чтобы, посылку получить, нужны документы. А у детей документов нет, они еще маленькие. Я Вам её не отдам. Вот я у Вас сейчас отдохну немного и обратно на почту пойду.
Воспитатель: Посиди, посиди Печкин отдохни.
- Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Как вы думаете, какие документы есть у детей?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Правильно, свидетельство о рождении. Оно выдается при рождении ребенка. В свидетельстве о рождении записывается имя, фамилия, отчество, дата рождения, место рождения и фамилия, и имя родителей. Это первый в жизни документ, к которому нужно относиться очень бережно.
Ребята, у меня случайно, есть свидетельство о рождении Данила. Давайте его хорошенько рассмотрим. Посмотрите, какая бумага используется для изготовления этого документа. Есть печати и росписи. Я хочу напомнить вам, что это важный и нужный документ и хранить его нужно всю жизнь.
Воспитатель: А как вы думаете, какие документы есть у взрослых и для чего они нужны?
Дети: паспорт, водительские права, пропуск, удостоверения.
Воспитатель: А какой из этих документов самый важный?
Дети: Паспорт.
Воспитатель: Правильно ребята это паспорт. Давайте рассмотрим мой паспорт. Обратите внимание, что есть герб России, такой же, как и на вашем свидетельстве. Он указывает на то, что мы являемся гражданами России. Обязательно есть фотография. Так же, как и в свидетельстве о рождении указана фамилия, имя, отчество. Есть страничка, где указана место прописки, это домашний адрес. И обязательно есть серия и номер паспорта, также, как и у свидетельства о рождении. Это несколько цифр у всех набор этих цифр разный. Посмотрите на цифры в моем паспорте. Такая серия и номер только у меня, и он не повторяется. Хочу напомнить вам, что паспорт очень важный документ. Без него я не могу поехать в другой город, устроиться на работу, отправить посылку. Этот документ, взрослые хранят всю свою жизнь.
Беседа «Я – гражданин России»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а что означает быть гражданином своей страны?
Ответы детей.
(Граждане – это люди, которые принадлежат к постоянному населению государства, подчиняются его законам и имеют определенные права и обязанности).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином своей страны?
(Ответы детей: когда родился)
Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется?
Что такое день рожденья,
Я отвечу без сомненья:
День подарков, пирогов,
День улыбок и цветов!
Воспитатель: С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Наш президент (как зовут президента России?) В.В. Путин и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы.
Воспитатель: Ребята, а как называется ваш самый первый документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Правильно, в нем записано, что вы – граждане своей страны, граждане России. (Показывает свидетельство о рождении.)
Когда, вы станете взрослее, и вам исполнится 14 лет, вам дадут другой документ – паспорт РФ. В нем так же написано, что вы являетесь гражданами государства. (Дети рассматривают паспорт воспитателя)
Воспитатель: Рассмотрите символ права на гражданство. Что на нем изображено? (Паспорт)
Но вы, ребята, имеете не только право на гражданство, но и много-много других прав.
Воспитатель: Сейчас я буду называть вам права, а вы находить на картинках соответствующий символ и объяснять, о чем гласит это право.
(Дети находят символы этих прав из предложенных картинок).
Права детей:
- Право на жизнь.
- Право на имя и гражданство.
- Право семью.
- Право на индивидуальность.
- Право на отдых.
- Право на медицинское обслуживание.
- Право на образование.
- Право на любовь.
Воспитатель: Вот сколько прав вы имеете! И это только часть. Все ваши права записаны в «Конвенции по правам ребенка».
Воспитатель: Уважаемый Печкин, вот вам, пожалуйста, документ.
Печкин читает вслух: «Свидетельство о рождении. С документами у Вас все в порядке. Распишитесь и получите вашу посылку».
Воспитатель и дети: Спасибо тебе почтальон Печкин.
Печкин: Ну, всё ребята, мне пора, посмотрите, сколько писем и посылок мне нужно разнести, такая у меня работа людям радость приносить.
Прощается и уходит.
- Итог (Рефлексия)
– Важно ли то, что вы сегодня узнали?
– Как вам это пригодится в жизни?
– О чем вы расскажете друзьям, родителям?
– Что еще хотели бы нового узнать о своих правах?