Психологические и музыкально-культурные аспекты этнокультурного воспитания дошкольников

Степнова Татьяна Александровна
Аленушкина Екатерина Константиновна
музыкальные руководители
Чернякина Олеся Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
г. Старый Оскол

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

В современных условиях перед педагогами стоит очень важный вопрос об этнокультурном воспитании подрастающего поколения, как основы патриотического воспитания. Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в дошкольном детстве и строится на культурном наследии местного этноса. Работая в данном направлении, музыкальные руководители и психолог нашего детского сада разработали проект, в котором основополагающей целью мы определили знакомство с народной культурой Белгородской области и развитие нравственно патриотических качеств личности дошкольников.

Основными задачами проекта мы определили знакомство дошкольников с культурным наследием Белгородской области и наглядной демонстрацией характерных изменений белгородского фольклора и особенностей национальной одежды нашего региона.

Психолог разработала анкеты для родителей, цель которых была определить отношение родителей к данной проблеме, активно подключить ресурсы семей к решению задач проекта. Так же психолог совместно с педагогами и музыкальными руководителями разработали и изменили игровой материал с опорой на психологические особенности старшего дошкольного возраста. Игровой материал был направлен на развитие слуховой и зрительной памяти, логического мышления с опорой на непроизвольное внимание дошкольников, что является основополагающим аспектом в старшем дошкольном возрасте. Были разработаны игры: «Костюм белгородской области», «Воробьи прыгуны», «Россия – Родина моя!», «Шире круг!», «Веревочка».

Помимо этих задач нами были определены воспитательные задачи, в решении которых дети должны были понять целостность культуры этноса нашей области и всей России, сформировать у детей толерантное отношение к другим народным культурам нашей страны, воспитать чувство сопричастности к этносу Белгородской области и своей нации.

Решая задачи проекта, использовали различные формы воспитательно-образовательного процесса:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Этнокультурные праздники и развлечения.
  3. Кружковая деятельность.
  4. Экскурсии.
  5. Организация выставок и конкурсов.
  6. Познавательные беседы.
Рекламное сообщение  

В непосредственной образовательной деятельности включаются занятия с элементами регионального компонента по парциальной программе «Цветной мир Белогорья».

Важную роль в приобщении к культуре Белогорья играют этнокультурные праздники, как способ проявления национального характера. Данная форма работы объединяет усилия педагогического коллектива, детей и родителей, объединяет всех совместными действиями и переживаниями. Проведение сезонных праздников так же решает задачу приобщения воспитанников к национальной культуре: осенью «Праздник урожая», «Покровские посиделки», «День хлеба», зимой «Рождественские встречи», «Колядки», весной «Масленица широкая», «Жаворонушки», «Пасха», летом «День России», «Ивана Купала», «Эхо древней Руси», «День флага», «Яблочный спас».

Перед подготовкой к праздникам дети совместно с педагогами и родителями изучают особенности каждого праздника, знакомятся с народными приметами и поверьями.

Содержание проекта предусматривало посещение детьми краеведческого музея, Старооскольского дома ремесел, Старооскольского художественного музея. Однако нынешние реалии внесли свои коррективы, и педагогами было принято решение сделать экскурсии в заочной форме. Благодаря таким экскурсиям дети познакомились со Старооскольской глиняной игрушкой, с особенностями народного быта. Дети воочию увидели и смогли сравнить старинные предметы и работы современных мастеров, нашли много общего и сделали вывод о том, что технологии создания народных шедевров сохранены и передаются из поколения в поколение. Также дети с удовольствием узнали о творчестве старооскольского ансамбля народной песни «Завалинка».  Такая форма работы позволяет познакомить детей с различными видами народного творчества и закрепить полученные знания в игровой и продуктивной деятельности. Знакомясь с историей и бытом Белогорья, у дошкольников формируется художественный вкус, бережное и уважительное отношение к продуктам народного творчества, созданного предыдущими поколениями, и стимулирует у детей познавательную активность.

В программу кружковой работы было включено знакомство с музыкальным фольклором, устным народным творчеством.

В течении года в рамках проекта мы знакомим детей с народными костюмами Белогорья. В детском саду усилиями педагогического коллектива была создана коллекция народных костюмов для кукол, характерных для каждого района нашей области.

С детьми проводятся ознакомительные беседы об особенностях и истории происхождения русских народных инструментов.

Такая форма работы развивает у детей мышление, совершенствует нравственное и эстетическое отношение к традициям и культуре родного края, национальному наследию.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь