«Пропала собака»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения
 «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 

НОМИНАЦИЯ – «Логопедический марафон»
РАЗДЕЛ – Конспект НОД
НАЗВАНИЕ – «Пропала собака» – Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Образовательная область: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: создать условия для речевой активности детей, развития коммуникативно-речевых умений и навыков, коррекции лексико-грамматических компонентов языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные».
  • Развивать связную грамматически правильную речь.
  • Продолжать учить детей навыкам ведения диалога (учить слушать, использовать вербальные средства для ответа на вопросы, задавать вопросы).
  • Продолжать учить навыку программирования описательного монологического высказывания.
  • Учить навыкам описательной монологической речи в модулируемых коммуникативно-речевых ситуациях.
  • Закреплять навыки использования этикетного словаря в различных этикетных ситуациях.
материалы в печатный сборник 

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес.
  • Развивать мотивацию речевого общения.
  • Развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Обеспечивать эмоционально положительную, доброжелательную атмосферу на занятии.
  • Воспитывать навыки доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
  • Воспитывать гуманное отношение к животным.

Методы и приёмы:

  • Игровой (игровая коммуникативно-речевая ситуация).
  • Словесный (беседа, положительная оценка).
  • Наглядный (использование опорных таблиц, картинок с изображением собак).
  • Практический (коммуникативно-речевая деятельность детей в организованной коммуникативно-речевой ситуации).

Оборудование и материалы: опорная таблица для составления описательного рассказа, игрушки Карлсона и собаки, картинка-фотография с изображением собаки, конверты-половинки с изображением собак разных пород.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии! Поприветствуйте соседа с помощью различных вежливых слов.

2.Введение в тему занятия.

Стук в дверь. Входит Карлсон, плачет и просит о помощи:

– Ребята, здравствуйте, помогите! У меня пропала любимая собака. Помогите мне пожалуйста, её найти.

Логопед: Вы уже догадались, что мы будем сегодня делать на нашем занятии?

Дети: Да! Мы будем искать пропавшую собаку Карлсона.

Логопед: А почему мы ему не откажем в его просьбе?

Варианты ответов детей:

  • Надо помогать попавшим в беду.
  • – Собака без хозяина может погибнуть.
  • – Карлсон обратился к нам, используя вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста.

3.Основной этап занятия.

Логопед: Дети, а что нам необходимо узнать, чтобы помочь Карлсону?

Дети: Для того, чтобы помочь нашему гостю, нам нужно узнать больше информации о пропавшем питомце. (Если дети не могут сформулировать ответ, то это делает логопед).

Логопед: Да, нам необходимо задать Карлсону вопросы об особенностях внешности собаки. Пожалуйста, задавайте вопросы по таблице-помощнице.

Варианты вопросов детей:

  • – Как зовут собаку?
  • – Собака большая или маленькая?
  • – Какой она породы?
  • – Какого цвета шерсть?
  • – Какой длины шерсть?

Карлсон отвечает на вопросы детей. Потом вспоминает, что у него есть фотография любимой собаки. Цветная фотография размещается на доске.

Логопед: Ребята давайте вспомним, что умеет делать собака? Только составляйте полные красивые предложения.

Варианты ответов детей:

– Собака может бегать (прыгать, кусать, грызть, спать, есть, рыть, лежать и т.д.).

Логопед: Ребята, а для чего человеку нужна собака?

Варианты ответов детей:

  • Собака охраняет дом.
  • – Собака спасает тонущих в реке.
  • – Собака помогает пограничникам охранять границу. И др.

Логопед: Ну что, ребята, теперь у нас достаточно информации, чтобы отправиться на поиски собаки, где мы будем искать собаку? К кому будем обращаться?

Дети: На улице, в парке, в сквере, во дворе. К прохожим.

Логопед: Но мы должны с вами потренироваться в умении правильно обращаться к другим людям и задавать им вопросы. Поэтому мы с вами поиграем в игру «Сыщики». Давайте представим, что мы оказались на улице. Мы будем задавать вопросы прохожим. Может быть они помогут найти пропажу. Кто-то из вас будет играть роль прохожего, а кто-то-сыщика. Сейчас мы узнаем, кому какая достанется роль.

Логопед предлагает детям игру «Найди свою пару» – каждый ребёнок из «волшебного ящика» достаёт конверт с половинкой изображения различных пород собак (бульдог, терьер, овчарка и др.), соединив рисунки, объединяются в пары. Называют породу собак. Потом определяются с ролями, достав из конверта картинки на которых изображён сыщик и прохожий.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, что пред тем, как задавать вопросы о пропавшей собаке, нужно поприветствовать человека. Какие слова приветствия вы знаете?

Дети: Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приветствую вас.

Логопед: Молодцы не забудьте говорить эти слова.

Дети, по очереди, работая в парах, вступают в диалог: (варианты вопросов и ответов).

  • – Здравствуйте , Вы не видели собаку с красным ошейником?
  • – Здравствуйте не видел.
  • – Добрый день, подскажите, пожалуйста, здесь не пробегала рыжая собака?
  • – Добрый день, нет, я не видела рыжую собаку.

4.Динамическая пауза.

Логопед: Ребята вы молодцы – старались задавать вопросы. Но, наверное, немного устали поэтому давайте отдохнём. Слушайте стихотворение и выполняйте движения щенка.

Стихотворение  «Маленький щенок»

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

5.Основной этап занятия (продолжение)

Логопед: Ребята, как вы думаете, с помощью чего ещё можно искать пропавшую собаку?

Дети: Можно написать и расклеить объявление.

Логопед: Правильно! Но в объявлении должна содержаться полная информация о пропавшей собаке. Давайте поможем Карлсону составить такое объявление. Детям предлагается по очереди составить объявление, используя «фотографию» собаки и опорную схему для составления описательного рассказа.

Логопед: Ребята слышите, кто-то стучится. Входит полицейский, приветствует детей и говорит:

– Дети, это у вас пропала собака?

Дети: Да! У Карлсона!

Полицейский: По описанию всё сходится. Поздравляю! Мы нашли вашу собаку! Полицейский демонстрирует собаку-игрушку.

Логопед: Ребята! Давайте поблагодарим товарища полицейского за помощь.

Дети благодарят полицейского.

Полицейский прощается и уходит.

Карлсон: Спасибо вам, дорогие ребята за то, что помогли найти Дружка! Без вас я бы не справился. Карлсон прощается и уходит.

Логопед: Дети, вы молодцы – помогли Карлсону.

6.Итог занятия с домашним заданием.

Логопед: Ребята, вы помните, что ваши родители, бабушки и дедушки ждут от вас новостей. Вы можете рассказать им о событии на нашем занятии. Кто сейчас попробует это сделать, побывав в роли диктора телевидения. Организуется игра «Вести с занятия».

Логопед: Дорогие ребята, занятие закончилось. Я желаю вам хорошего настроения.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь