Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
г. Старый Оскол
МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
НОМИНАЦИЯ – «Логопедический марафон»
РАЗДЕЛ – Конспект НОД
НАЗВАНИЕ – «Пропала собака» – Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Образовательная область: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создать условия для речевой активности детей, развития коммуникативно-речевых умений и навыков, коррекции лексико-грамматических компонентов языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные».
- Развивать связную грамматически правильную речь.
- Продолжать учить детей навыкам ведения диалога (учить слушать, использовать вербальные средства для ответа на вопросы, задавать вопросы).
- Продолжать учить навыку программирования описательного монологического высказывания.
- Учить навыкам описательной монологической речи в модулируемых коммуникативно-речевых ситуациях.
- Закреплять навыки использования этикетного словаря в различных этикетных ситуациях.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать мотивацию речевого общения.
- Развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно-воспитательные:
- Обеспечивать эмоционально положительную, доброжелательную атмосферу на занятии.
- Воспитывать навыки доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
Методы и приёмы:
- Игровой (игровая коммуникативно-речевая ситуация).
- Словесный (беседа, положительная оценка).
- Наглядный (использование опорных таблиц, картинок с изображением собак).
- Практический (коммуникативно-речевая деятельность детей в организованной коммуникативно-речевой ситуации).
Оборудование и материалы: опорная таблица для составления описательного рассказа, игрушки Карлсона и собаки, картинка-фотография с изображением собаки, конверты-половинки с изображением собак разных пород.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии! Поприветствуйте соседа с помощью различных вежливых слов.
2.Введение в тему занятия.
Стук в дверь. Входит Карлсон, плачет и просит о помощи:
– Ребята, здравствуйте, помогите! У меня пропала любимая собака. Помогите мне пожалуйста, её найти.
Логопед: Вы уже догадались, что мы будем сегодня делать на нашем занятии?
Дети: Да! Мы будем искать пропавшую собаку Карлсона.
Логопед: А почему мы ему не откажем в его просьбе?
Варианты ответов детей:
- – Надо помогать попавшим в беду.
- – Собака без хозяина может погибнуть.
- – Карлсон обратился к нам, используя вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста.
3.Основной этап занятия.
Логопед: Дети, а что нам необходимо узнать, чтобы помочь Карлсону?
Дети: Для того, чтобы помочь нашему гостю, нам нужно узнать больше информации о пропавшем питомце. (Если дети не могут сформулировать ответ, то это делает логопед).
Логопед: Да, нам необходимо задать Карлсону вопросы об особенностях внешности собаки. Пожалуйста, задавайте вопросы по таблице-помощнице.
Варианты вопросов детей:
- – Как зовут собаку?
- – Собака большая или маленькая?
- – Какой она породы?
- – Какого цвета шерсть?
- – Какой длины шерсть?
Карлсон отвечает на вопросы детей. Потом вспоминает, что у него есть фотография любимой собаки. Цветная фотография размещается на доске.
Логопед: Ребята давайте вспомним, что умеет делать собака? Только составляйте полные красивые предложения.
Варианты ответов детей:
– Собака может бегать (прыгать, кусать, грызть, спать, есть, рыть, лежать и т.д.).
Логопед: Ребята, а для чего человеку нужна собака?
Варианты ответов детей:
- – Собака охраняет дом.
- – Собака спасает тонущих в реке.
- – Собака помогает пограничникам охранять границу. И др.
Логопед: Ну что, ребята, теперь у нас достаточно информации, чтобы отправиться на поиски собаки, где мы будем искать собаку? К кому будем обращаться?
Дети: На улице, в парке, в сквере, во дворе. К прохожим.
Логопед: Но мы должны с вами потренироваться в умении правильно обращаться к другим людям и задавать им вопросы. Поэтому мы с вами поиграем в игру «Сыщики». Давайте представим, что мы оказались на улице. Мы будем задавать вопросы прохожим. Может быть они помогут найти пропажу. Кто-то из вас будет играть роль прохожего, а кто-то-сыщика. Сейчас мы узнаем, кому какая достанется роль.
Логопед предлагает детям игру «Найди свою пару» – каждый ребёнок из «волшебного ящика» достаёт конверт с половинкой изображения различных пород собак (бульдог, терьер, овчарка и др.), соединив рисунки, объединяются в пары. Называют породу собак. Потом определяются с ролями, достав из конверта картинки на которых изображён сыщик и прохожий.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что пред тем, как задавать вопросы о пропавшей собаке, нужно поприветствовать человека. Какие слова приветствия вы знаете?
Дети: Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приветствую вас.
Логопед: Молодцы не забудьте говорить эти слова.
Дети, по очереди, работая в парах, вступают в диалог: (варианты вопросов и ответов).
- – Здравствуйте , Вы не видели собаку с красным ошейником?
- – Здравствуйте не видел.
- – Добрый день, подскажите, пожалуйста, здесь не пробегала рыжая собака?
- – Добрый день, нет, я не видела рыжую собаку.
4.Динамическая пауза.
Логопед: Ребята вы молодцы – старались задавать вопросы. Но, наверное, немного устали поэтому давайте отдохнём. Слушайте стихотворение и выполняйте движения щенка.
Стихотворение «Маленький щенок»
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
5.Основной этап занятия (продолжение)
Логопед: Ребята, как вы думаете, с помощью чего ещё можно искать пропавшую собаку?
Дети: Можно написать и расклеить объявление.
Логопед: Правильно! Но в объявлении должна содержаться полная информация о пропавшей собаке. Давайте поможем Карлсону составить такое объявление. Детям предлагается по очереди составить объявление, используя «фотографию» собаки и опорную схему для составления описательного рассказа.
Логопед: Ребята слышите, кто-то стучится. Входит полицейский, приветствует детей и говорит:
– Дети, это у вас пропала собака?
Дети: Да! У Карлсона!
Полицейский: По описанию всё сходится. Поздравляю! Мы нашли вашу собаку! Полицейский демонстрирует собаку-игрушку.
Логопед: Ребята! Давайте поблагодарим товарища полицейского за помощь.
Дети благодарят полицейского.
Полицейский прощается и уходит.
Карлсон: Спасибо вам, дорогие ребята за то, что помогли найти Дружка! Без вас я бы не справился. Карлсон прощается и уходит.
Логопед: Дети, вы молодцы – помогли Карлсону.
6.Итог занятия с домашним заданием.
Логопед: Ребята, вы помните, что ваши родители, бабушки и дедушки ждут от вас новостей. Вы можете рассказать им о событии на нашем занятии. Кто сейчас попробует это сделать, побывав в роли диктора телевидения. Организуется игра «Вести с занятия».
Логопед: Дорогие ребята, занятие закончилось. Я желаю вам хорошего настроения.