«Кто как работает?»

Вторникова Виктория Геннадиевна
педагог-психолог
Зыбенко Юлия Васильевна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 27 «Берёзка»
г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения
 «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 

НОМИНАЦИЯ – «Психолог на 5!»
РАЗДЕЛ – мастер-класс
НАЗВАНИЕ – «Кто как работает?»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных методов и приёмов по раннему профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширить представления  педагогов о методах и приёмах по раннему профессиональному просвещению старших дошкольников.
  2. Вызвать интерес к раннему профессиональному ориентированию дошкольников и желание педагогов применять его в практической деятельности.
  3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса

Ход мастер–класса:

Уважаемые коллеги! Профессиональное просвещение детей старшего дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Сегодня мы хотим  познакомить вас с интересными и эффективными формами в этом направлении, которые мы используем в своей педагогической деятельности.
Процесс раннего профессионального ориентирования реализуется через различные формы его организации – занятия, решения проблемных ситуаций, загадки и сказки, экскурсии и виртуальные экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр тематических мультфильмов и документальных фильмов посвященных различным профессиям.

Рекламное сообщение     

Разминка:

Игра с мячом «Назови профессию».

(Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).

 Педагог: – Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).

Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)

Важным средством развития представлений о труде взрослых являются экскурсии и виртуальные экскурсии,  поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда и его условия. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости.

Сюжетно-ролевые игры направленные  на раннее профессиональное ориентирование развивается по определенной структуре по следующим компонентам:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры (пожарный, полицейский, строитель, садовник, продавец, парикмахер и т.д.).
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли различных профессий (конструирование, уход за растениями, работа за прилавком магазина, имитация тушения пожара, имитация действий парикмахера и других профессий).
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов имеющихся в распоряжении ребенка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в репликах, замечаниях, посредствам которых регулируется весь ход игры.

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше – трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

  • «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
  • «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Физкультминутка

«Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?

«Пилоты»

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)

Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии являются дидактические игры. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, расширяют словарь, учат общению. И используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых и их трудовые процессы эффективны, но большое количество профессий и трудовые процессы невозможно представить для наблюдения или проигрывания. Поэтому возникает необходимость создания картотеки дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.

Игра «Назови профессии»

 Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Игра «Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Рефлексия:
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу.
Надеемся, вам понравились игры и вы будете использовать их в своей деятельности.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь