Программа формирования навыков самообслуживания у детей с РАС

0
2393

Данилова Елена Николаевна
Баранник Лариса Викторовна
воспитатели
Нестерова Наталия Геннадиевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородская обл.

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Дошкольный возраст – период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Это-время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными течениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия.

Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать у ребенка

  1. Есть ложкой обычную пищу.
  2. Пить из чашки, держа ее одной рукой.
  3. Подставлять руки под воду и, подражая взрослым, водить по лицу мокрыми руками.
  4. Сидеть на горшке или детском стульчике 5 минут.
  5. Стягивать носки.
  6. Просовывать руки в рукава, а ноги в штанины брюк.
  7. Надевать шапку и снимать ее.
  8. Снимать обувь, если она расстегнута (расшнурована).
  9. Снимать расстегнутую куртку.
  10. Снимать расстегнутые штаны, юбку.
  11. Застегивать и расстегивать застежку-молнию.
  12. Проситься на горшок, используя слова, жесты.

Чему бы Вы не учили ребенка, начинайте с совместных действий, повторяйте эти действия большое количество раз. После многократных повторений попробуйте совместно-раздельное действие: начинаете вместе, а заканчивает ребенок сам. Постарайтесь придерживаться следующих правил:

  • указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас;
  • указание произносите медленно; указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает);
  • указание должно быть кратким (то есть состоять из одного-двух слов);
  • указание сочетайте с демонстрацией; демонстрируйте медленно и с надлежащим преувеличением;
  • выполняйте задание с помощью физической подсказки (вместе с ребенком), возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия.
материалы в печатный сборник 

Поощрение следует сразу же за выполнением (поощрение может быть как пищевым, так и физическим, в любом случае эмоционально насыщенным).

Прежде чем приступать к выполнению формальной программы, исключительно полезно создать позитивную среду обучения. Она не только значительно повысит эффективность программы. Но и сделает процесс обучения комфортнее как для ребёнка, так и для вас. Необходимо спланировать и подготовить такие ситуации, в которых ваш ребёнок вероятнее всего будет спокоен и готов сотрудничать. Для начала нужно просто сидеть с ребёнком и играть в его любимой игрушкой или в его любимую игру, НИЧЕГО при этом не требуя. Когда ребёнок начнёт спокойно воспринимать ваше присутствие, постепенно приступайте к инструкциям. Создание позитивных обучающих ситуаций не только уменьшит вероятность неприемлемого поведения, но и даёт возможность подкрепить поведение желаемое. Подкрепление вначале должно включать в себя не только устную похвалу, но и какую-то материальную награду, например игрушку, весёлое занятие или еду.

Умывает лицо

Поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Мыло нельзя использовать до тех пор, пока она не научится пользоваться фланелькой для умывания. Замочите фланельку, сложите ее и оберните вокруг руки ребенка, сделав из нее нечто вроде рукавицы. Награду держите наготове.

Первый этап

Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровождая каждый шаг словесным указанием.

  1. Потрите фланелькой одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»
  2. Потрите подбородок. Скажите: «Умой подбородок!»
  3. Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»
  4. Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»
  5. Потрите нос. Скажите: «Умой нос
  6. Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»

Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!» — и вручите ему награду.

Второй этап

После того как ребенок научится умывать лицо с вашей помощью, начните его шаг за шагом обучать ее делать это самостоятельно.

  1. Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним вместе шаги 1-5 первой части программы. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!» Укажите на его лоб своим пальцем. Если нужно, направьте ее руку.
  2. Уберите свою руку после окончания шага 4. Скажите: «Умой нос!» — и покажите на его нос своим пальцем. При необходимости направьте его руку. Когда он вымоет нос, укажите на его лоб и скажите: «Умой лоб!», а по окончании скажите: «Молодец! Ты вымыл лицо!» — и вручите приз.
  3. Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каждый раз, когда ребенок овладевает очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока ребенок не научится умывать все лицо самостоятельно. С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть его лица.
  4. Постепенно переставайте помогать — все меньше и меньше показывайте пальцем, но пока еще давайте словесные указания. Когда он будет в состоянии умываться лишь с помощью словесных указаний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребёнок не научится умываться без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

Снимает штаны

  • Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего.
  • Сначала учите ребенка снимать штанишки или юбку, когда он разут. Так будет легче.
  • Если штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, расстегните их сами.

Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно не справится без вашей помощи, затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.

Ваши действия:

  1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите ее руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть штанину со второй ноги и дать штаны вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

Примечание: при каждом последующем снимании нужно начинать с одной и той же ноги.

  1. Когда ребенок стоит, спустите ее штаны до лодыжек, а затем допросите его сесть.

Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и помогите стянуть ее с одной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

  1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на его и помогите спустить штаны до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он сам сможет снять штанишки и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!» Вручите награду.
  2. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и наконец, от талии.
  3. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстегиваете их.

Программа формирования навыков опрятности: приучение к горшку

1.Отказаться от памперсов, пока только в домашней обстановке

2.Приурочить поход в туалет к определенным моментам:

  • – сразу после того, как ребенок встал,
  • – после завтрака дома,
  • – перед выходом на прогулку, и т.д.

Цель расписания – научить ребёнка опорожняться, когда его сажают на унитаз и воздерживаться от позывов в прочее время. Рекомендуется на первых порах отводить ребёнка в санузел каждые 90 минут. Каждый раз, когда он не опорожнится, нужно следующий интервал сократить до 60 минут. Как только опорожниться, можно вернуться к 90 минутному интервалу.

Обычная ошибка при обучении отводить в туалет слишком часто. Хотя «неприятности» могут не происходить, ребёнок вряд ли научится воздерживаться от мочеиспускания в течение должного периода времени. Цель обучения расписанию – ждать, пока не попадёт в туалет. В процессе обучения он учится контролировать мочеиспускание и дефекацию и это готовит его к самостоятельному пользованию туалетом.

Как только ребёнок усвоит расписание, можно начинать работать над самостоятельным посещением туалета. Очень важно не подсказывать ребёнку, чтобы он шёл в туалет. Даже если он будет ёрзать и корчиться и вообще всеми способами показывать, что ему нужно в санузел, сопротивляйтесь искушению подсказать ему, что нужно пойти в туалет. Причина в том, что у ребёнка может развиться зависимость от вас и это замедлит его путь к самостоятельности. Старайтесь сохранять терпение в течение всего процесса. Помните, что «неприятности» тоже участвуют в обучении ребёнка. При каждой успешной попытке давайте подкрепление, это означает что вы поощряете ребёнка за пользование туалетом. Итак, ребёнок остаётся сухим. Тут очень важно подкрепление за то, что он остался сухим. Что бы добиться этого, регулярно проверяйте, сухое у него бельё или нет. Нужно спрашивать у ребёнка, мокрый ли он, научить его как это проверить. Вначале интервал между проверками должен составлять 15 минут. Если штаны сухие и чистые искренне похвалите ребёнка. Можно даже дать небольшое подкрепление. Постепенно интервал между проверками нужно увеличивать. А интенсивность подкрепления снизить до естественного уровня.

 

 

Скачать (PDF, 1.47MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь