ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПАП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАС

Попова Светлана Владимировна
Трефилова Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

 

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

Жизнь побуждает нас к поиску лучшего. Добившись успеха, мы стремимся повторить поведение, которое приведет к желаемому результату еще раз. И наоборот – стараемся не повторять то поведение, которое привело к неудачам. Это и есть основанная концепция бихевиоризма.

Прикладной анализ поведения – это отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма применяются для улучшения социально значимого поведения.

Время и работа ученых меняют способ применения старых методов. Сегодня прикладной анализ поведения — правильный выбор практически для всех детей с аутизмом и связанными с ним расстройствами. Бороться с аутизмом непросто. Пока никто не знает ответов на все вопросы. Но было замечено, что успех достигается там, где родители выступают в роли главных учителей своих детей.[1]

Рекламное сообщение

Аутизм считается загадочным явлением еще с тех давних пор, когда у него не было даже названия. Есть предположение о двух возможных факторов его происхождения: генетические нарушения и влияние окружающей среды. При определении диагноза обращают внимание на такие факторы:

  • затруднены дружеские эмоциональные отношения со сверстниками;
  • отсутствует фантазия в ролевой игре;

А также отставание в развитии речи, присутствие повторяющихся действий, использование повторов в речи. И это еще не полный список дефицитов. В настоящее время не существует анализа крови или генетического теста, которые могли бы подтвердить, есть ли у ребенка аутизм или нет.

Перечисленные признаки желательно должны быть замечены до трех лет. Очень важно начать работать с ребенком как можно раньше. Понять методы прикладного анализа поведения – значит понять, как постоянно и последовательно использовать подкрепление, как создать мотивацию успеха.

Создать нужную мотивацию можно с помощью побуждения словом или действием. Возьмем простой пример: вода ценна нам в жаркую погоду, чем в прохладный день. Сама без изменений – другим становится отношение к ней, на которое повлияли условия (стало слишком тепло). Это важный момент обучения детей с аутизмом, и чем лучше управлять окружающими условиями для создания мотивации, тем ближе путь к успеху. Целью программы является определение естественных желаний ребенка и использование их в процессе обучения. Для этого составляется список любимых и желанных ребенком: занятий, предметов, игрушек и вкусняшек (побуждающие условия). Постепенно добавляя новые. Такой подход помогает мотивировать ребенка на первых этапах приобретения новых навыков. Подкрепление – это то, что происходит после проявления поведения и увеличивает вероятность повторения в будущем. Поведение будет, например, попытка ребенка «оставить свой собственный мир» и преодолеть стену страхов, а подкреплением опыт – который малыш приобретает, когда добивается успеха. Если такой опыт – подкрепление будет всякий раз положительный, у ребенка появляется мотивация использовать его снова и снова. Иными словами подкрепление определенного поведения создает мотивацию – постараться.[1]

Важно научиться понимать мотивы поведения ребенка. Реакция взрослого на последствия поведения – должна быть предсказуемой, и понятной малышу. Присутствие такого взрослого оказывает на ребенка успокаивающее воздействие, он реже расстраивается и становится постепенно более доверительным и открытым для взаимодействия.

Дети, растущие в спокойной и предсказуемой обстановке, которую они могут контролировать более охотно идут на общение с другими.

Чтобы повлиять на проблемное поведение ребенка, нужно уметь определять цель такого поведения.

Подразделяют: внимание (ребенок, например, во время приема пищи бросает со звуком чашку со стола). Цель его – обратить на себя внимание. Значит, взрослые должны не вести за столом длительных лишних бесед и т.д., а уделить максимум внимания ребенку.

Уклонение – бросает чашку, чтобы избежать каких-то требований. Например: «Попросить хлеб». В этом случает взрослые не должны подкреплять это поведение, продолжая настаивать на выполнении той же инструкции.

Самостимуляция – это поведение, целью которого является самовозбуждение. Воздействовать на такое поведение нелегко. Например: ребенку нравится появляющийся звук при бросании посуды, оно подкрепляется естественным возбуждением. Нужно предпринять варианты уменьшить звук: постелить ковер, заменить на пластик посуду. А в другое время дать возможность поэкспериментировать с похожими звуками.

Не стоит ожидать, что ребенок сразу изменит свое поведение, и не существует единственного правильного способа. Лучший подход – постоянно пробовать новые игрушки, предметы, чередуя использование определенных поощрений, чтобы предотвратить потерю интереса.

Знание использования программы ПАП, позволяет добиться превосходства над аутизмом. Нужно суметь обратить «врагов» ребенка в его лучших друзей. Все что на первом этапе трудное и нежелательное в общении с ребенком, может стать сильным орудием в его дальнейшем обучении, однако это произойдет в том случае, если родители, педагоги, взрослые близкие ребенку – начнут постоянно использовать принципы АВА/VB, в ежедневном общении. Техники подкрепления (АВА) и мотивационные стратегии VB – помогут удалить препятствия и постепенно открыть дорогу ребенку.[3]

Список литературы:

  1. Баниэль А. Дети с неограниченными возможностями: Метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей / Анат Баниэль; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019.
  2. Рудик О. С.. Коррекционная работа с аутичным ребенком / О. С. Рудик — «ВЛАДОС», 2014 — (Коррекционная педагогика (Владос))
  3. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения/Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой – Камар; науч. Ред. С. Ансимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь