Проектная деятельность как одна из форм воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста

0
1824

Рожкова В. И., Петрова С. С.,
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа,
Белгородская область
Российская Федерация

 

Аннотация: В данной статье уделяется внимание на проблему воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения через приобщение к историческим истокам родного края. Особое внимание акцентируется на совместную работу педагога – родителя, родитель – ребенок, родитель – педагог, педагог – ребенок в проектной деятельности.

Ключевые слова: традиция, Родина, Отчизна, Отечество, патриотизм, проект, альманах, мини-панорама.

Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое -это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.

Время — уникальный и универсальный измеритель, характеризующий любую человеческую деятельность. Оно обладает той социальной ценностью, которую можно легко измерить, в том числе, как качественно, так и количественно. Любой инновационный процесс в педагогике можно и следует рассматривать как следствие влияния традиционных форм и методов обучения. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: «Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий». Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция – это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и ничего нет дороже у человека, чем Родина, красота которой однажды открылась ему как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Зная историю своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.

материалы в печатный сборник 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Одной из проблем воспитания нравственно – патриотических качеству подрастающего поколения является то, что утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишены возможности встречаться, беседовать и брать пример с Ветеранов Великой Отечественной войны. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в ДОУ, по начальному формированию основ гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Совместная работа по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям семьи, своего края, сохранению семейных связей.

В нашей группе был реализован досрочный проект «И помнит мир спасенный». Данный проект позволяет прикоснуться к «живым» документам истории родного края, города, защитников края и тружеников тыла, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Цель – обобщать и расширять знания детей об истории родного города; прививать детям чувство уважения, гордости и благодарности к защитникам Отечества; воспитывать любовь к малой родине, Отечеству, гордость за земляков, трудами которых славится наша земля, чувство сопричастности к прошлому, настоящего и будущего нашего народа; формировать гражданскую позицию растущего человека; привлечь семьи воспитанников к нравственно – патриотическому воспитанию.

Практический выход проекта – создание «Виртуального путешествия по памятникам города героям Великой Отечественной войны, оформление альманаха «И помнит мир спасенный». Работу над проектом начали с анкетирования родителей, которое показало их заинтересованность. У многих знакомство с памятниками героям ВОВ ограничивается фотографией у памятника, уже не говоря о рассказе возникновения памятника, кто автор и кому посвящен мемориал. Родители признали важность нравственно – патриотического воспитания и решили по мере возможности оказывать помощь в подборе материала.

Особое внимание было уделено организации развивающей среды в группе, обогащению развивающей зоны. Вместе с родителями в раздевалке оформили стенд «И помнит мир спасенный», где разместили фотографии памятников героям ВОВ, установленных в нашем городе. Большую помощь в подборе фотоматериалов оказали родители: приносили фотографии своих прадедов из семейных архивов, тружениц тыла. Семья Артема Федотова подарили нашей группе книгу Л.Я.Гильмана «Старый Оскол». Используя собранные фотоматериалы и экспонаты, было принято решение создать альманах «И помнит мир спасенный» и «Виртуальное путешествие по памятникам города посвященным ВОВ».

Мини – панораму расположили на уровне глаз детей, чтобы они могли рассмотреть, неоднократно перелистать фотоматериалы, вспомнить посещение того или иного мемориала, бюста героя, парка. Особенно детям нравятся фотоматериалы вместе с родителями: они рассказывают, когда и с кем посещали памятник героям ВОВ. Материалы мини – панорамы пополняются постоянно, по мере возможности.

Большую помощь оказали родители в подборе и оформлении информации и фотоматериала по темам: «Старый Оскол – вчера, сегодня, завтра», «5 февраля – День освобождения Старого Оскола», «Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц города Старый Оскол», «Памятники героям Великой Отечественной войны». Этот материал вызывает у воспитанников особый интерес. Детям нравится складывать письма – треугольники, дарить их своим родным. С каким увлечением дошкольники мастерили из цветной бумаги «голубя мира». Совместная работа детей и родителей по созданию альманаха «И помнит мир спасенный» о памятниках участникам и героям Великой Отечественной войны вдохновила обе стороны. Эта работа очень сблизила родителей и их детей. Приобретение и оформление экспонатов для альманаха – это увлекательное и полезное занятие. Собирая коллекции, дети занимаются познавательно – исследовательской деятельностью, у них возникает желание больше узнать о памятниках своего города, где находятся, в чью честь воздвигнуты. В результате этого тренируется память, внимание, развивается интеллект, мышление, аккуратность и бережное отношение к мемориалам. Альманах «И помнит мир спасенный» посещают дошкольники других групп детского сада. Детям нравится бывать в этом «уголке живой истории». Воспитанники группы с гордостью рассказывают, как они вместе с родителями собирали материал. Красиво оформлены и находятся в доступном месте дидактические игры «Летчики, моряки, танкисты», «Мы собираемся в полет». Ребята могут в любой момент взять их и поиграть. Воспитанию дружеских взаимоотношений в группе помогают игры «Неприятель в море», «Полоса препятствий», «Нарисуй карту». Формирование представления о героизме, воспитание эмоционально – положительное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости создают игры «Мы военные», «Доставь пакет», «Морское путешествие», «Придумай секретное донесение».

Особый интерес у детей вызвали цикл бесед: «5 февраля – День освобождения города Старый Оскол от немецко – фашистских захватчиков», «Вклад жителей Старого Оскола в приближение Великой Победы», «Герои Старооскольцы», которые расширили знания детей о Великой Отечественной войне, вызвали интерес к истории своей Родины на примере конкретных исторических событий и личностей. В беседе «Мой прадедушка – герой» воспитанники рассказывали о своих прадедушках-участниках боевых действий. Наша группа принимала активное участие в проведении праздников: «День освобождения города Старый Оскол от фашистов», «Славься, День Победы!» военно – патриотической игры: «Зарница», спортивного развлечения: «Солдатушки, браво, ребятушки», конкурсах: патриотического стихотворения: «Мы внуки твои, Победа», рисунков «Мой прадедушка – герой», детских поделок совместно с родителями: «День победы». Корзины с цветами, которые дошкольники изготовили своими руками, возложили к Мемориалу славы и аллее Героев Старооскольцев.

Реализация проекта «И помнит мир спасенный» в группе позволила дошкольникам прикоснуться к «живым» документам истории семьи, жителей родного города, защитников края и тружеников тыла. Проект вызвал у воспитанников сильные эмоции, заставил сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Литература:

  1. «День Победы в пасхальной радости» Белгород 2010.
  2. Дошкольное воспитание №5 2010 г., №4 2011 г., №5 2012 г
  3. Зацепина М. Б., «Дни Воинской Славы» патриотическое воспитание в детском саду – Мозаика – синтез М. 2010.
  4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» – Мозаика – Синтез М. 2006.
  5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду» – «Линка – пресс» М. 2008.

 

 

Материал предоставлен для участия во II Всероссийском конкурсе по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина».

 

 

баннер-лайк

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь