ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

0
149

Купцова Людмила Владимировна
Дергун Татьяна Викторовна
Сальникова Елена Александровна
воспитатели
МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ

Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера –  1 октября 2024г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Большинство родителей – люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.

материалы в печатный сборник 

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.

Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей воспитанники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах.

Во-вторых, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

В-третьих, наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, консультации со специалистами и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни дошкольников. Поэтому объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей является одной из новых форм организации работы с родителями, что особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

  1. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;
  2. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации;
  3. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку;
  4. Техническая поддержка – фото- и видеосъёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

По итогам проектной деятельности важно подвести итоги, похвалить и детей, и родителей, обязательно объяснить родителям, чтобы они не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому, а родители должны помогать советом, информацией, участвовать в подготовке презентации или просто проявлять свою заинтересованность, что является важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности ребёнка.

Также можно предложить объединить мини-проекты в один большой проект. Создание одного большого коллективного проекта возможно сделать вне образовательной деятельности.

Как один из примеров можно рассматривать создание выпуска газеты весенней тематики. Обязательно нужно подводить итог совместной деятельности. В данной ситуации дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а редактором можно выбрать родителя ребенка, который и будет ее издавать.

Сами того не осознавая, работая над проектной деятельностью, родители применяют современные образовательные технологии. Владение информационными компьютерными технологиями позволяет использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности образовательного процесса; для организации коллективной и групповой работы; как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала.

С помощью игровых технологий формируются нравственные качества, активность личности, поддерживается познавательная мотивация, интерес дошкольников. Здоровьесберегающую технологию применяют в виде бесед валеологической направленности.

Для успешного занятия проектной деятельностью необходимо желание самого ребёнка и помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок в дальнейшем разовьёт свой проектно-исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями».

Дети приходят в ДОО познавать окружающий мир, развиваться, учиться, т.е. учить себя. Проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль педагога и родителей – помочь детям в этом.

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное Дошкольное Образование. – 2008 – №1 – с.12-20.
  2. Гайнуллова В.С., Зотова Е.М. Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Центр «Академия», 2001. – 143 с.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь