Давидчук Ирина Александровна,
учитель-логопед
Талова Юлия Викторовна,
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольский городской округ
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Проблема развития речи детей
СЕКЦИЯ – 5.«Дефицит общения – проблема развития речи»
Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире не находят времени для своих детей, поэтому мы часто встречаем детей, которые испытывают трудности в овладении речью. Эти дети не имеют проблем в умственном и психическом развитии. На первое место родители ставят удовлетворение физиологических жизненно-важных потребностей детей, забывая о такой важной потребности, как общение.
Проблема развития речи детей это продукт дефицита общения с родителями. Успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности зависит от того, насколько он чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли. В семье должна быть такая атмосфера, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Как правило, речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо исключить из речи слова-паразиты, жаргонные слова, говорить чётко и правильно.
Не имея навыков общения, дети испытывают трудности в простой форме речи – диалогической. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями: вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. Особую роль в этом общении играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Поэтому все педагоги рекомендуют вести беседы с детьми на самые различные темы.
Форсировать речевое развитие не следует. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. В раннем и младшем дошкольном возрасте родителям нельзя искажать слова. Это будет задерживать своевременное овладение словарем. Когда ребенок неправильно произносит тот или иной звук или слово, родители поправляют его, но нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательно.
Организованный и развернутый вид речи называется монологическая речь. У детей в период дошкольного возраста необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную. Высшим достижением речевого воспитания дошкольников является владение связной монологической речью.
Развивать речь можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге в детский сад, по дороге домой, в магазин, в транспорте, при любой совместной деятельности. Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание прочитанного, составить свой рассказ по картинке или рассказать, что изображено на картинке. Дети допускают речевые ошибки при выполнении заданий, но не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем объяснить как правильно. Дети очень любопытны и могут задать вопрос, на который трудно правильно сразу ответить, но уклоняться от вопросов ребенка нельзя.
Игры, стихи и упражнения, которые родители используют дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова.
Ребенок с несовершенной речью не испытывает особых неудобств, в семье его и так понимают с полуслова. Но круг общения с окружающим миром расширяется, и важно, чтобы его понимали сверстники и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. С приходом ребенка в школу вопрос о чистоте речи приобретает особую значимость. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
Одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку это воспитание правильной и чистой речи у ребенка. Ребенку с правильной речью и богатым словарным запасом легче высказывать свои мысли, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми. Задача педагогов и родителей — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом.